с ограниченными возможностями здоровья.
Месяц | Тема и цель НОД | Обеспечение интеграции образования (Образовательные области) | Планируемые результаты интегративных качеств |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | (диагностика) Выявить уровень представлений, работа по формированию которых велась на предшествующем этапе. | Тема: «Знакомство с профессией пожарного» Цель: ознакомить с назначением телефонного номера «01». Продолжать знакомить с работой пожарных, воспитывать уважение к их труду. Закреплять знания о назначении пожарной машины. | Тема: «Мой дом и домашний адрес» Цель: формировать понятие «мой домашний адрес», дать представление о том, к кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице. | Тема: «Быть здоровым я хочу!» Цель: дать знания о значении и способах закаливания для укрепления здоровья, уточнить знания детей о причинах простудных заболеваний. | Беседы: «Кто приходит к нам на помощь», «Что помогает потушить пожар?». Знакомство с изображением номера «01». Рассматривание сюжетной картины «Пожарная машина спешит на помощь». Чтение и разучивание стихотворения Н. Гончарова «Мчится огненной стрелой...» Создание игровых ситуаций: «Мишка потерялся», «Помоги Мишке отыскать свой дом» и др. Дидактические игры: «Найди свой дом», «Правильно — неправильно» и др. Сюжетно - ролевая игра «Поездка на автобусе». | Ребёнок, овладевший необходимыми знаниями и умениями о безопасном поведении с огнём; осознанно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих его людей. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Любознательный, активный, может назвать своё имя и домашний адрес в нужной ситуации. |
Октябрь | Тема: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» Цель: формировать представление о связи двигательной активности и здоровья, воспитывать желание заниматься физкультурой.
| Тема: «Здоровью надо помогать» Цель: формировать знания и представления: — о полезных и вредных продуктах, витаминах, здоровом питании и соблюдении гигиенических требований; — о значении соблюдения режимных моментов, необходимости отдыха. | Тема: «Осторожно, острые предметы!» Цель: продолжать формировать представления об острых, колющих и режущих предметах, предостерегать от несчастных случаев в быту. | Тема: «Полезные овощи и фрукты» Цель: формировать первоначальные представления о соблюдении гигиенических требований при приеме пищи, о пользе овощей и фруктов. | Беседы: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». Знакомство с пословицами и поговорками: «Каша — радость наша», «На весь век не наешься», «Морковь зубы укрепляет, а сахар разрушает», «Когда я ем, я глух и нем». Дидактические игры: «Во фруктовом царстве», «Витаминная корзина», «Чудо-дерево», «Здоровью надо помогать», «Утро вечера мудренее». Колыбельные. Инсценировка песенок, потешек: «Водичка, водичка...» Рассматривание фотоальбомов, беседа; дидактические игры: «4-ый лишний», «Дорисуй и раскрась», чтение Ю. Тувим «Овощи». Отгадывание загадок (овощи). Чтение: Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Как Стобед наступил на иголку». Дидактическое пособие «Я иголки не боюсь». Чтение стихотворений из сборника «Не мешайте мне трудиться». | Умеет называть основные режимные моменты, обсуждает со взрослыми значение гигиенических процедур и физических упражнений, правил безопасного поведения с опасными предметами (острые, колющие жизни, знает о пользе овощей и фруктов ) для здорового образа жизни. |
Ноябрь | Тема: «Советы лесной мышки» Цель: Закреплять знания о том, как отличить съедобные грибы и ягоды. | Тема: «Полезные травы» Цель: знакомить детей: — с лекарственными травами, фиточаем; — со способами профилактики простудных заболеваний. | Тема: «Кукла Катя заболела» Цель: формировать первоначальные представления о состояниях «здоровый» и «больной». | Тема: «Наши добрые помощники» Цель: ознакомить с понятием «врач» («доктор») и назначением врача. Продолжать формировать понятие «помощники здоровья» (о необходимости и пользе питания, сна, физ. зарядок, прогулок). | Беседы по пословице «Не всё то золото, что блестит Дидактические игры: «Опасно!», «Собери ягоды и грибы в лукошко», «Правила грибника», «О чём надо помнить гуляя в лесу». Беседы и рассказы. Чтение Т. Шорыгиной «Советы лесной мышки» Дидактические игры: «Выбери, что нужно», «Четвертый — лишний», «Узнай по описанию» Чтение: В. Берестов «Больная кукла»; беседы, разговоры «Для чего нужны врачи»; сюжетно-ролевые игры «Осмотр врача». | Умеет определять съедобные и несъедобные грибы и ягоды; знает о целебных свойствах некоторых растений с целью укрепления здоровья. По внешнему виду человека умеет определять его состояние и помочь в нужной ситуации, вызвать врача. |
Декабрь | Тема: «Опасности дома» Цель: формировать первоначальные представления об опасностях дома (розетки, горячие кастрюли, утюги, вилка). | Тема: «Пожароопасные предметы»
Цель: продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважение к их труду. Закрепить знания детей об электроприборах и правилах их использования для избежания несчастных случаев. Закрепить знания о пожароопасных предметах.
| Тема: «Осторожно, гололёд!»
Цель: продолжать формировать представления о возможных опасностях при прогулках в зимний период: гололед, сосульки. | Тема: «Пожарная машина на службе человека» Цель: ознакомить с назначением телефонного номера «01». Продолжать знакомить с работой пожарных, воспитывать уважение к их труду. Закреплять знания о назначении пожарной машины. | Д/и : «Горячо», «Осторожно, колется». Потешки: «В избе печка топится, бабушка торопится», «Кот на печку пошел». Совместная деятельность воспитателя с детьми: составление рассказа и правил на тему «По дороге к азбуке». Дидактические игры: «Можно — нельзя», «Дорисуй и раскрась»), «Что перепутал художник», «Разложи по порядку», «Четвертый — лишний», «Назови правильно». Рассматривание иллюстраций. Разыгрывание ситуаций. Раскрашивание сюжетных картинок. Беседы: «Кто приходит к нам на помощь», «Что помогает потушить пожар». Знакомство с изображением номера «01». Рассматривание сюжетной картины «Пожарная машина спешит на помощь». Чтение и разучивание стихотворения Н. Гончарова «Мчится огненной стрелой...». | Ребёнок умеет определять и избегать «опасности дома», может обратиться за помощью в опасной ситуации. Обсуждает со взрослым безопасное поведение в зимний период. Знает номер пожарной службы 01. |
Январь | Каникулы | Тема: «Осторожно, огонь!»
Цель: продолжать закреплять знания детей о работе пожарных. Закреплять знания о пожарной безопасности и действиях во время пожара. | Тема: «Шерстка мягкая, да коготок остер» Цель: продолжать формировать знания о том, как правильно вести себя с домашними животными. Закреплять знания о том, что контакты с животными бывают опасными. Дать знания о правилах поведения при встрече с бездомными животными
| Тема: «Опасные ситуации» Цель: продолжать формировать представления о правилах поведения с дикими животными на природе (или в зоопарке). Закреплять знания о том, что контакты с животными бывают опасными. | Беседы о работе пожарных. Рассматривание картинок. Дидактические игры «Четвертый — лишний», «Что к чему» и др. Подвижные игры: «Вода и пламя», «Пожарные на учении». Рассматривание ситуативных картинок с изображениями домашних животных. Просмотр мультфильмов. Стихотворения, песенки. Чтение рассказов. Знакомство с пословицей «Шерстка мягкая, да коготок остер» Чтение С.Я. Маршак «Где обедал воробей?» Рассматривание иллюстраций, беседа; дидактическая игра «Можно или нет?». | Ребёнок владеет правилами поведения с дикими и домашними животными; умеет избегать опасные ситуации для сохранения своего здоровья. Понимает и обсуждает со взрослым знания о пожарной безопасности. |
Февраль | Тема: «Осторожно, колется!»
Цель: продолжать формировать представление об использовании и хранении опасных предметов. (гвозди, молоток, ножницы, иголка и др.). | Тема: «Горячие опасности»
Цель: продолжать закреплять правила безопасности при обращении с горячими предметами (сковорода, кастрюля, чайник). Первая помощь при ожогах.
| Тема: «Огонь - наш друг и враг» Цель: формировать представления о безопасном использовании электроприборов. Продолжать знакомить с пожароопасными предметами. | Тема: «Любимая пища желудка». Цель: закреплять знания и представления: — о полезных и вредных продуктах, витаминах, здоровом питании; — о некачественной пище, способах оказания первой помощи при отравлениях; — о значении соблюдения режимных моментов, необходимости отдыха. | Дидактические игры: «Что перепутал художник?» «Можно — нельзя», «Четвёртый лишний»; рассматривание иллюстраций, беседа «Первая помощь при ожогах». Чтение сказок: «Соломинка, уголь и боб», К. Чуковский «Путаница» Игра «Морковкина копилка». Беседа «Салат — любимая пища желудка». Дидактические игры: «Путешествие по стране Здоровья», «Учимся оказывать первую помощь». Чтение, частичная драматизация: К. Чуковский «Доктор Айболит». | Ребёнок понимает об «опасностях дома», может оказать первую помощь, вызвать врача. Знает названия опасных электроприборов, свободно общается со взрослым о правильном обращении с ними. Умеет определять полезную и вредную пищу для желудка по внешнему виду. Общается со взрослым на тему «Полезные продукты». Может оказать первую помощь при отравлении. |
Март | Тема: «Где прячутся микробы?» Цель: Уточнять и закреплять знания и представления о значении соблюдения культурно-гигиенических правил в профилактике заболеваний. | Тема: «Опасности вокруг нас» Цель: формировать представления о том, что гроза, молния могут быть опасны, о том, как надо себя вести во время грозы.
| Тема: «Умный светофор»
Цель: формировать представления о правилах дорожного движения.
| Тема: «Безопасность на воде» Цель: формировать представления о безопасном поведении на воде. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на воде, учить предостерегать от несчастных случаев. | Чтение произведений К. Чуковский «Федорино горе», Н. Найдёнова «Наши полотенца»; беседа на тему: «Где прячутся микробы?» П/и «Транспорт»; Дидактические игры «Умный светофор», "Хорошо – плохо", "Волшебный перекресток", "Водители и пешеходы" Рассматривание картинок о видах транспорта. Рассматривание картинок с изображением остановок городского транспорта Рисование: "Безопасные места для перехода улицы". Беседа, рассматривание иллюстраций. Составление рассказов по картине с проблемным сюжетом. | Ребёнок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, осознанно относящийся к своему здоровью. Владеет правилами поведения во время грозы. Свободно общается со взрослым о правилах дорожного движения, о правилах поведения на воде. |
апрель | Тема: «Случилась беда – позвони по телефону и расскажи» Цель: закреплять алгоритм телефонного разговора о случившейся беде. Закреплять знания о возможностях несчастных случаев. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. Учить оказывать первую помощь при ожогах. | Тема: «Игры на улице» Цель: формировать представление о правилах безопасности во время подвижных игр на улице. | Тема: «Горячая посуда» Цель: продолжать формировать представления об опасных предметах на кухне (горячая вода, пар, кастрюля, плиты), правилах пользования ими.
| Тема: «Если чужой приходит в дом»
Цель: продолжать формировать знания и представления о том, что чужой человек может быть опасен. Объяснить, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
| Создание игровой ситуации: «Случилась беда – позвони по телефону и расскажи». Беседы. Дидактическая игра «Телефон», «Огонь добрый и злой.» Рассматривание иллюстраций. Чтение и беседы по стихотворению С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Рассматривание иллюстраций с проблемной ситуацией, беседы. Дидактические игры "Пешеходы, и водители", "Я иду через дорогу". Проигрывание ситуаций. Стихотворение М.Тахистова «На кухне». Дидактическая игра «Убери на место». Моделирование ситуации «Приготовление пищи в игровом уголке». Игра-придумывание «Как непослушный котенок обжег себе лапу» Чтение, драматизация сказок: «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», Дидактические игры: «Составь портрет», «Создай образ». | Ребёнок владеет алгоритмом телефонного разговора о случившейся беде, может обратиться за помощью, оказать первую помощь. Может объяснить почему незнакомый человек может быть опасен. |
Май | Тема: «Пожарный номер - 01» Цель: продолжать учить вызывать пожарных по телефону. Закреплять знания о пожарной безопасности и действиях во время пожара. | Тема: «Укусы насекомых» Цель: продолжать формировать представления о том, что укусы насекомых могут быть болезненными и опасными. | Тема: «Мы сильные и ловкие» Цель: формировать представления о пользе подвижных и спортивных игр на улице (с применением роликов, велосипедов), о значении чистого воздуха для здоровья человека. | Тема: «Для чего нужна вода?» Цель: закреплять знания о средствах закаливания. Формировать знание детей о значении воды в жизни человека; знания о необходимости воды для обеспечения здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар». Заучить наизусть: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный Номер "01"». Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседы, рассматривание иллюстраций. Чтение отрывков из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина. Беседы. Дидактические игры: «Что полезно для здоровья?», «Найди отличия». Досуг «Здоровью цены нет». Составление сравнительных описаний. Чтение: Н. Семенова «Как стать Неболейкой». Создание фотоальбомов «Мы сильные и ловкие» | Ребёнок твёрдо знает номер пожарной безопасности -01, знает какие действия предпринимать во время пожара. Может оказать помощь при укусе насекомых. Осознанно относится к своему здоровью: занимается спортом. Обсуждает со взрослым о значении воды для сохранения и укрепления своего здоровья. |
Литература: Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.