Просмотр содержимого документа
«Положение к Программе АОП»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на Педагогическом совете МБДОУ Заведующий МБДОУ №44Детский Протокол № 01 сад «Сказка»
от 23 августа 2024 г __________Т.Н.Ножнова
приказ №113 от 31.08.2024 г
Положение о разработке адаптированной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке адаптированной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от 8.11.2022 года (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 1.12.2022 года (Приказ Минпросвещения РФ от 01.12.2022 № 1048); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; с Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 44 «Сказка»
1.2. Положение определяет структуру адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), требования к ее содержанию, порядок разработки, утверждения, внесения изменений и (или) дополнений.
1.3. АОП ДО - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.4. При наличии обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями ТПМПК (ЦПМПК)) Учреждение самостоятельно разрабатывает АОП ДО для каждой категории обучающихся раннего и дошкольного возраста:
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих; слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых; слабовидящих; с амблиопией и косоглазием);
- АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
- АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными 2 нарушениями);
- АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Если в Учреждении обучаются дошкольники, относящиеся к одной группе обучающихся с ОВЗ, Учреждение разрабатывает АОП ДО только для этой группы обучающихся. Если в Учреждении обучаются дошкольники с ОВЗ нескольких категорий, Учреждение разрабатывает отдельные АОП ДО для каждой группы воспитанников с ОВЗ.
1.5. АОП ДО разрабатывается с учетом ФГОС ДО, ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.6. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ, инвалидностью на АОП ДО принимается на основании заключения ТМПМК (ЦПМПК) и письменного заявления родителей (законных представителей).
1.7. Срок действия данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся на Педагогическом совете, утверждаются приказом заведующего.
2. Требования к содержанию и структуре АПО ДО
2.1. Структура целевого, содержательного и организационного разделов АОП ДО определена ФГОС ДО. Обязательная часть АОП ДО должна соответствовать ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, структура АОП ДО включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части АОП ДО являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
2.3. Обязательная часть АОП ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социальноко-ммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
2.4. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
2.5. Объем обязательной части
Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты АОП ДО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.
2.6. Обязательная часть АОП ДО Учреждения оформляется в виде ссылки на ФАОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.7. Обязательным структурным компонентом АОП ДО является Программа коррекционно-развивающей работы.
2.8. Содержательный раздел АОП ДО включает рабочую программу воспитания, разработанную в соответствии с ФОП ДО, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа воспитания включает 3 основных раздела (целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел).
2.9. Календарный план воспитательной работы образовательной организации строится с учетом федерального календарного плана воспитательной работы. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат включает некоторые позиции, которые рекомендуются для проведения в условиях отдельных регионов. Перечень может быть дополнен региональными мероприятиями с учетом социокультурных особенностей АОП, а также возрастных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
2.10. Дополнительным разделом АОП ДО является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и доступна для ознакомления на официальном сайте и информационном стенде Учреждения, а также в родительских уголках групп. В краткой презентации АОП ДО указаны: - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; - ссылка на ФАОП ДО; - характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Приложения оформляются на усмотрение Учреждения. В приложение могут быть вынесены: календарный план воспитательной работы, комплексно-тематическое планирование, распорядок и /или режим дня, карты наблюдения детского развития, комплексно-тематическое планирование на летний период.
3. Порядок разработки АОП ДО, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений
3.1. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает АОП ДО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ФАОП ДО.
3.2. АОП ДО Учреждения разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой, созданной из состава администрации и педагогических работников Учреждения.
3.3. Состав рабочей группы, ответственной за разработку АОП ДО, выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего Учреждения.
3.4. Проект АОП ДО выносится на обсуждение и принятие на заседании Педагогического совета Учреждения.
3.5. При несоответствии АОП ДО установленным данным Положением требованиям, а также требованиям ФГОС ДО, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего Учреждения.
3.6. АОП ДО принимается Педагогическим советом, согласовывается с Советом родителей Учреждения и утверждается приказом заведующего.
3.7. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в АОП ДО могут быть: - результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения АОП ДО воспитанниками; - выход стратегических документов на федеральном уровне; - внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных органов Учреждения в рамках их полномочий - Педагогическим советом.
3.8. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в АОП ДО по итогам обсуждения Педагогического совета Учреждения, должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений в адаптированную образовательную программу дошкольного образования дошкольного Учреждения».
3.9. Если в течение учебного года в группу комбинированной или компенсирующей направленности по результатам ТПМПК (ЦПМПК) зачисляются обучающиеся с новой нозологией, то рабочей группой разрабатывается АОП ДО для данной нозологии, при этом полностью соблюдается процедура согласования, принятия и утверждения АОП ДО.
4. Оформление и хранение АОП ДО
4.1. Текст АОП ДО набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац - 1,25 см, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст или идут приложением (кегль текста в таблице 8-12).
4.2. Страницы АОП ДО нумеруются в нижней части страницы по центру. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.
4.3. Титульный лист АОП ДО содержит: - гриф согласования (с Советом родителей, Педагогическим советом с указанием даты проведения и номера протокола); - гриф утверждения АОП ДО заведующим Учреждения (с указанием даты, номера приказа); - название адаптированной образовательной программы дошкольного образования с указанием нозологической группы обучающихся; - год утверждения АОП ДО..
4.4. Электронный вариант АОП ДО размещается на официальном сайте Учреждения и хранится в электронной базе данных Учреждения.
4.5. При необходимости печатный вариант АОП ДО прошивается, скрепляется печатью и подписью заведующего Учреждения и хранится в методическом кабинете Учреждения.
4.6. К АОП ДО имеют доступ все педагогические работники Учреждения.
5. Контроль за реализацией ОП ДО
5.1. Контроль за полнотой реализации АОП ДО Учреждения, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной деятельности и осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и Положением о внутреннем контроле в Учреждении, планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
5.2. Результаты контроля реализации АОП ДО оформляются в виде аналитических справок и обсуждаются на заседаниях Педагогического совета Учреждения.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждения. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 4.7 настоящего Положения.
6.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу