Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор, мешочек с бумажными белыми кружочками (снежками).
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.
Организация детей:
Дети сидят на стульчиках за столами. На проекторе открыт первый слайд презентации.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней. Кто знает, сколько месяцев в зиме? Да, три. Чтобы узнать, как они называются, отгадайте загадки:
"Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...(Декабре)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (Январь)
Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ... (Февраль)
Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас на следующем изображении:
Ребята, что изображено?
Ответы детей (зима, лес, снег)
Все верно, но правильно будет назвать эти картины зимними пейзажами. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница-зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы.
Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)
Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
«Зимой» Мы погреемся немножко, Натираем плечи Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши Ножками потопаем Топаем на месте И себя похлопаем. Хлопаем по коленям
Теперь, садимся на свои места, и посмотрите, у меня есть для вас мешочек с подарками от зимы! Это снежки. Зимушка-Зима попросила меня подарить снежки тем детям, которые больше всех о ней знают. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.
Вопросы:
Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду. (А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, вырастает ПОДШЕРСТОК, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице.
Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега , еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.
А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме и, давайте посмотрим, сколько вы заработали снежков! Из них мы можем сделаем замечательных снеговиков на нашем следующем занятии!