Программа создания мини-музея "Куклы наших бабушек"
Программа создания мини-музея "Куклы наших бабушек"
~~Что такое музей, это понятно. Но что такое мини - музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини - музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини - музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.
В дошкольном учреждении мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов.
Мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ. Он связан системой занятий – музыкальное, художественное творчество, речевое, ознакомление с художественной литературой, развитие моторики. Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа создания мини-музея "Куклы наших бабушек" »
Программа созданиямини-музея
«Куклы наших бабушек»
Профиль музея:познавательный.
Цель: формирование познавательных интересов и коммуникативных способностей дошкольников, путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в авторском ее проявлении.
Задачи:
Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды детского сада;
Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
Развитие связной речи, речевого творчества;
Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребёнка;
-Принцип осуществления содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представить разные виды кукол – тряпичные куклы – «Веснянка», «Кукла-купавка», «Многоручка», зольная кукла, кукла-пеленашка, нитяные куклы, перчаточные куклы.
Руководитель музея: воспитатель ДОУ
Структура управления музеем: руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
Пополнение мини-музеи новыми экспонатами. Здесь же разместятся детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление музея: музейные экспонаты собираются в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально разделить на две зоны.
Первая часть экспозиции на открытых стеллажах и посвящена традиционной народной тряпичной кукле. Экспозиции создать вместе с детьми.
На второй части расположить экспонаты созданные самими детьми.
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ «Куклы наших бабушек»
1. Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием народных тряпичных кукол. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
2.2. Задачами музея являются:
Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры родного края.
Приобщение детей к социокультурным ценностям.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольной организации);
Обеспечивает сохранность музейных предметов;
Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой музея
4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.
4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.
4.3. Совет музея создаёт группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Этап
Содержание работы
Сроки реализации
Ожидаемый результат
Подготовительный этап
Педсовет.
Родительские собрания.
Анкетирование.
Март 2015 г.
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3.Выбор инициативной группы.
Практический этап
Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).
В течении
6 месяцев.
Август
2015 г.
Август-сентябрь 2015 г.
Создание
мини-музея
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
месяц
содержание
задачи
участники
сентябрь
Знакомство с народным костюмом (подготовительные группы)
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художест-венного образа, учить сравнивать и анализировать.
Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.
Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
октябрь
«В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализованный досуг для детей средних и старших групп.
Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.
Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
ноябрь
Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» (подготовительные группы).
Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
декабрь
«Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей детского сада по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел» (подготовительные группы).
Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Руководитель мини-музея, дети.
январь
«Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Масленица».
Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Способствовать совместному творчеству детей и родителей.
Руководитель мини-музея,
воспитатели, родители, дети.
февраль
Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы»
Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Руководитель мини-музея,
Воспитатели, дети.
март
«Игрушечных дел мастера» - мастер-класс на выставке детского творчества по изготовлению обрядовых тряпичных кукол «Веснянка», «Кукла-купавка», «Многоручка»
Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Руководитель мини-музея, дети, взрослые.
март
Экспозиция работ «Нетрудное дело, да не всякому даётся» на выставке детского творчества.
Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Руководитель мини-музея.
апрель
Театрализованный досуг «Берегиня» по ознакомлению детей с обереговыми куклами на Руси.
Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
май
Анкетирование родителей старших и подготовительных групп.
Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы
Руководитель мини-музея, воспитатели, родители.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.