kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста»











«Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста».






«Методика руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте»












Подготовил: воспитатель

Шилец Татьяна Сергеевна











2024


Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений на прогулке за природными объектами. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Классифицируют наблюдения по продолжительности кратковременные и длительные. В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности. Для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. По форме организации наблюдений: существуют индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Основная задача воспитателя — сформировать у детей элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки.

Остановимся более подробно на методике руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом объекте. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, педагог читает отрывки из художественных произведений.

При наблюдении за ростом и развитием растений или сезонными изменениями природы воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим миром. У детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.

В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, лес зимой и осенью). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на некоторых отражены существенные их стороны.
Например, наблюдая за разными деревьями, они обнаруживают, что у лиственницы иголки осенью желтеют или не все деревья осенью становятся желтыми. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в своих рисунках, поделках.

Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Таким образом, руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя к проведению самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать познавательную деятельность детей, и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.



Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста

Автор: Шилец Татьяна Сергеевна

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "223607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437928774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Консультация для родителей подготовительной группы"
    ["seo_title"] => string(52) "konsultatsiiadliaroditielieipodghotovitielnoighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "294478"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455645887"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Кризис шести-семи лет"
    ["seo_title"] => string(22) "krizisshiestisiemiliet"
    ["file_id"] => string(6) "294488"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455646540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства