Просмотр содержимого документа
«Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста»
«Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста».
«Методика руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте»
Подготовил: воспитатель
Шилец Татьяна Сергеевна
2024
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений на прогулке за природными объектами. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Классифицируют наблюдения по продолжительности кратковременные и длительные. В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности. Для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. По форме организации наблюдений: существуют индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Основная задача воспитателя — сформировать у детей элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки.
Остановимся более подробно на методике руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом объекте. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, педагог читает отрывки из художественных произведений.
Принаблюдении за ростом и развитием растений или сезонными изменениями природы воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим миром. У детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.
В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, лес зимой и осенью). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на некоторых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными деревьями, они обнаруживают, что у лиственницы иголки осенью желтеют или не все деревья осенью становятся желтыми. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в своих рисунках, поделках.
Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу. Таким образом, руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя к проведению самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать познавательную деятельность детей, и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.