Просмотр содержимого документа
«АООП для детей с ТНР»
Пермский край
Город Губаха
Муниципальное образование Губахинский район
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №10»
:
Лысова Светлана Васильевна, учитель-логопед
В детском саду в группе компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР, разработанной на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.),
а так же Пр. АООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АООП.
( в соответствии с ФГОС и ПрАООП детей с ТНР )
Ребенок обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Характеристика содержания АООП
В содержательном разделе представлены :
– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативной,
познавательной,
речевой,
художественно-эстетической ,
физического развития,
с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Создание условий для реализации АООП
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми , предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности , то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР , с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.
4. Создание развивающей образовательной среды , способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности , то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи .
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии со Стандартом, ППРОС Организации должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ТНР;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - игре.
В группе организованы развивающие центры .
В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам, различные мнемотехнические средства, символы, схемы.
Имеются центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей): кинестетический песок, контейнеры с мелкими предметами (фасоль, пуговицы и др.); пособия на нормализацию воздушной струи.
Имеются центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей): кинестетический песок, контейнеры с мелкими предметами (фасоль, пуговицы и др.); пособия на нормализацию воздушной струи.
В центре «Играем в театр» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.