Тема: Воображение.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: 1. Дать знания об особенностях процесса воображения как
специфическом виде деятельности, о видах и функциях
воображения.
2. Научить различать способы действия воображения, аналитико - синтетический характер процессов воображения.
3. Продолжать формировать познавательный интерес к изучаемой теме, профессиональную значимость изучения темы «Воображение».
Словарь: воображение, воссоздающее, творческое, агглютинация,
гиперболизация, схематизация.
Учебно-наглядные пособия и средства обучения:
- Схемы по теме:
- «Воображение, функции, особенности воображения»:
- «Виды воображения»;
- «Аналитико-синтетический характер процессов воображения».
- Диагностические задания.
- Упражнения на развитие воображения.
- Материал для контроля знаний.
- Задания для самостоятельной работы.
Просмотр содержимого документа
«Электронное УМК "Психология", тема "Воображение"»
Воображение
«Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»
К. Д. Ушинский
Тест «Определение уровня воображения»
- Интересуетесь ли вы живописью?
- Часто ли вы скучаете?
- Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя?
- Инициативны ли вы на работе, в колледже?
- "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге?
- Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом?
- Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки?
- Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней?
- Любите ли вы писать длинные письма?
- Видите ли вы иногда цветные сны?
- Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам?
- Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино?
План изучения новой темы
1. Воображение как специфический вид деятельности.
2. Виды и функции воображения.
3. Аналитико-синтетический характер процессов воображения.
4. Способы действия воображения.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы
Задание 1
Докажите, что воображение связано с другими познавательными процессами?
В чем заключается эта взаимосвязь?
Задание 2
Проанализируйте виды воображения и представьте их схематично
Виды воображения
- Произвольное Непроизвольное
- Произвольное
- Непроизвольное
По степени субъектности
По отношению к возможному будущему
- Мечты Фантазии
- Мечты
- Фантазии
По степени уникальности
- репродуктивное творческое
- репродуктивное
- творческое
Способы формирования образов в воображении
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Агглютинация
Акцентирование
Гиперболизация
Типизация
Спасибо за урок!