Формирование процессуальной игры в раннем возрасте
Формирование процессуальной игры в раннем возрасте
Психологи считают игру ведущей деятельностью ребёнка. Особое место в деятельности детей раннего возраста занимает процессуальная игра. Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. В основе ее лежит стремление ребенка подражать взрослому. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, он постигает общественную функцию предметов, усваивает смыслы человеческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование процессуальной игры в раннем возрасте»
Формирование процессуальной игры в раннем возрасте
Психологи считают игру ведущей деятельностью ребёнка. Особое место в деятельности детей раннего возраста занимает процессуальная игра.
Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она — наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.
В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. В основе ее лежит стремление ребенка подражать взрослому. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, он постигает общественную функцию предметов, усваивает смыслы человеческой деятельности.
Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане.
Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является мнимым, воображаемым.
На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры.
У детей появляется интерес к действиям в воображаемой ситуации; возрастает количество и разнообразие действий с предметами, игровые действия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенными.
Усложняется структура игровой деятельности: игровые действия связываются в цепочки; дети начинают использовать предметы-заместители.
Процессуальная игра обладает также выраженным психотерапевтическим эффектом, поскольку через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.
В раннем возрасте существует два вида процессуальных игр : - Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни: магазин, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль)
В раннем возрасте основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий (обычно их два) носит сюжетный характер.
Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом с другими детьми или одиночная игра.
В раннем возрасте необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:
стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком; вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребёнку от имени персонажа;
осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развёрнутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (кормление игрушек, прогулка ,укладывание их спать, купание, и пр.); побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
поддерживать инициативные игровые действия ребенка; наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».
Подготовила воспитатель МОУ «Социокультурный центр» ДО с.Лопхари Тоярова Виктория Максимовна