Просмотр содержимого документа
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Юнусова А.В.
инструктор по физическому воспитанию
Понятие
Определение
«ТЕХНОЛОГИЯ»
- это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»
- это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
«ЗДОРОВЬЕ»
- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(ВОЗ).
«ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕ»
- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ»
- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
«ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ»
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ»
- потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
«ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ»
- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий
Время проведения в режиме дня
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Особенности методики проведения
Стретчинг
Ответственный
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Ритмопластика
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
инструктор по физическому воспитанию
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
инструктор по физическому воспитанию
, музыкальный руководитель, педагог ДО
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Подвижные и спортивные игры
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Релаксация
Технологии эстетической направленности
Воспитатели
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных гр.
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
, психолог
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика дыхательная
Гимнастика пальчиковая
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Гимнастика бодрящая
Гимнастика для глаз
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Гимнастика дыхательная
Гимнастика бодрящая
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., стар. возраст - 25-30 м.
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Коммуникативные игры
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Воинструктор по физическому воспитанию
спитатели,
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия из серии «Здоровье»
Воспитатели, психолог
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Воспитатели,
инструктор по физическому воспитанию
Технологии обучения здоровому образу жизни
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Биологическая обратная связь (БОС)
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
медсестра,
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
Воспиинструктор по физическому воспитанию
татели, ст. медсестра,
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
Педагог-валеолог, специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия
Технологии музыкального воздействия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Сказкотерапия
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Воспитатели, психолог
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Технологии воздействия цветом
Все педагоги
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Воспитатели, психолог
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Воспитатели, психолог
3. Коррекционные технологии
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Психогимнастика
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Фонетическая ритмика
Воспитатели, психолог
Занятия проводятся по специальным методикам
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
Воспитатели, психолог
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию,
логопед
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
9.Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.
10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.