"Методика формирования нравственных ценностных качеств в процессе общения воспитатель-дети в средней группе ДОУ."
"Методика формирования нравственных ценностных качеств в процессе общения воспитатель-дети в средней группе ДОУ."
Как известно,дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.Ребенок,придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения,поведения,отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения,подражание взрослым.И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5.Возрастает способность к произвольному управлению своим поведением;
6.Проявляется стремление детей к общению со сверстниками;
7.Разнообразнее становятся формы общения;
8.Активно развивается эмоциональная сфера;
9.Ярко проявляется интерес к игре;
10.Коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей;
11.Новые черты появляются в общении с воспитателем, проявляются в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»;
12.Пробуждается интерес к правилам поведения.
Цель:
Сформировать в ребенке нравственно устойчивой цельной личности, с высоким уровнем сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Задачи:
- Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием взрослых.
- Узнавание и называние людей разных профессий.
- Различение настроения сверстников; оказание помощи и внимание нуждающе- муся в этом сверстнику.
- Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками, беречь игрушки.
- Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.
-Воспитание умения устанавливать связь между своим действием и состоянием своего организма, своим настроением и самочувствием.
- Формирование умения объединяться в небольшие подгруппы для общей игры, стремления в игре к согласованным действиям.
- Формирование поведения на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей.
- Реагирование на негативные действия других детей, их последствия.
- Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказаться о себе, своем самочувствии, настроении.
- Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр; побуждение воспитателем детей к изменению первоначально принятой роли в процессе развертывания игры.
Средства реализации:
1. Ситуации
Можно и нельзя.
- Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения.
Уроки вежливости - Не забывай о друге. Чем можно порадовать маму? У нас в гостях бабушка. Бабушкин праздник. Поищем и найдем волшебные слова. Помоги другу. Мы – помощники в группе. Как развеселить друга. Труд взрослых - Музыкальный руководитель, водитель ( автобуса, троллейбуса, трамвая), врач и медсестра, заведующая.
Экологическое воспитание
Труд : Устройство птичьей столовой. Подкормка птиц.
Детеныши домашних животных (внешний вид, повадки,уход за ними), о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей и т. д.)
Рассматривание картин :серия «Как дети спасали птиц».В. М. Васнецов «Аленушка».
Игры :Сравнение живой и игрушечной птичек. Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. Покажи птиц, которые прилетают весной. Пух пришел к обеду. Малыши в зоопарке.
Речевые задачи: Найди, каких птиц мы кормим. Найди ее детеныша. Покажи Мишке наш уголок природы. Найди такое же животное.
Художественно - творческая деятельность
Лепка: Покорми птичек. Чашки для кукол. Хоровод. Два жадных медвежонка. Свинья с поросятами.
Аппликация: Птицы на ветках. Гномики. Поздравительная открытка в подарок маме. Мы- строители. «Красная шапочка».
Рисование: Кого Емеля увидел в проруби? Девочка (мальчик) пляшет. Украсим узором салфетки для чашек. Сказочные избушки. Роспись птицы. Дом, в котором ты живешь. Рисование по сказке «Лесной плакунчик».
Конструирование: Записная книжка в подарок папе. Подарки для пап и дедушек. Подарки мамам и бабушкам к празднику. Будка для собачки. Домик с заборчиком для гномов.
Музыкально-театрализованная деятельность
Драматизации: «Три поросенка». «Красная шапочка». Порадуем своих родных. Играем в кукольный театр. Отдых на реке.
Театр на фланелеграфе: «Маша и медведь». «Как вести себя на улице». «Заюшкина избушка». «Жихарка». «Заяц и еж». «Детки в клетке».
Пальчиковый театр : «Перчатки». «Кто сказал «мяу»?»
Художественная литература
Сказки: Лисичка сестричка и волк; Зимовье; Как собака друга искала; Про Иванушку-дурачка; С. Козлов. « Зимняя сказка»; К. Чуковский «Федорино горе»; бр. Гримм «Бременские музыканты»; А, Милн «Винни-Пух и все-все»;Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров»; Х, К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; И. Зиедонис «Сказка о жадине».
Рассказы: Н.Носов «Заплатка»; Е, Чарушин «Что за зверь»; Л, Н, Толстой «Мальчик стерег овец»; «Хотела галка пить»; В, Бианки «Подкидыш»; В. Драгунский «Тайное становится явным»
Стихи
А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»; З.Александрова «Птичья елка»; И.Суриков «Зима»;
С. Дрожжин «Улицей гуляет»;С, Маршак «Багаж»; Д. Хармс «Врун»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; Э. Успенский «Разгром»; С. Вангели «Подснежники»;
И . Токмакова «Ива»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Ф. Грубин «Слезы».
Физическое развитие
Подвижные игры: «У медведя во бору»; «Снежиночки-пушиночки»; «Лиса в курятнике»; «Пастух и стадо»; «Мяч через сетку»; «Школа мяча»; «Найди и промолчи».
Катание на санках: Катание с горки по одному, катание друг друга.
Игры на воздухе: На снежной площадке. Берегись заморожу. Снежинки и ветер.
Забавные упражнения: Игры-забавы с санками.
Игры на площадке: Не забегай в круг. Из кружка в кружок. Обезьянки. Такси. Лошадки. Узнай, кто кричит?
Пробежки на перегонки. Птицы и лиса. Прятки. Зайцы и волк.
Игры-забавы:
Жмурки с колокольчиком. Мыльные пузыри. Хохлатка.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Методика работы по формированию нравственных ценностных качеств в процессе общения воспитатель - дети
- в группе и дома: помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию; - привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях; - стимулировать желание участвовать в конкурсах, в изготовлении игр и наглядного материала; - оформлять альбомы, фотовыставки
Представления и познавательные умения
Ребенок и взрослые:
Углублять представления о людях: понимать различие по полу и возрасту, выделять особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.
Сравнивать разные выраженные эмоциональные состояния людей,уметь объединять изображения разных людей по общности их эмоционального состояния.
Знать членов семьи и ближайших родственников. Понимать, что в семье заботятся друг о друге.
К воспитателю обращаться по имени и отчеству, использовать вежливые обороты речи. Проявлять интерес к действиям и словам воспитателя.
Ребенок и сверстники:
Иметь представления о детях разного возраста, мальчиках и девочках, различать и сравнивать одежду, их игрушки, предметы пользования,занятия.
Выделять добрые поступки детей по отношению друг другу,видеть негативные действия,рассуждать о них вместе с воспитателем,высказывать свое отношение.
Различать по мимике, жестам, эмоциональные состояния детей,делать вывод о настроении и чувствах их.
Знать элементарные правила культурного поведения в среде детей:быть вежливым,внимательным,делиться игрушками.
Устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей.
Уметь объединяться для общей игры, стремиться к согласованным действиям.
Отношение ребенка к самому себе:
Знать свое имя, фамилию, возраст.
Знать свою улицу, двор, дом, квартиру
Проявлять стремление узнавать от взрослого сведения о своем организме.
С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.
Уметь идентифицировать свои действия с действиями других детей.
Уметь относить к себе лично общие указания воспитателя.
Стремиться к общению со старшими и сверстниками на познавательные темы.
Вывод
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения,поведения,отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.