Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста"»
МДОУ «Ясли-сад № 170 комбинированного типа г. Донецка»
«Песочная терапия как современная коррекционная технология в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовил: практический психолог
Кондратенко Ирина Васильевна
Актуальность
Современные условия ГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задача МДОУ состоит в том, чтобы выполнить главные требования ГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде ( пункт: 4.3), которые должны обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями. В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Наблюдая за играми детей, видно, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие и является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Цель песочной терапии: создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации, через использования метода «sendplay».
Задачи:
1. Сохранить и укрепить здоровье детей в изменившихся условиях, облегчить процесс адаптации.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
Преодолеть психоэмоциональные расстройства (стресс, страх, тревожность, агрессивность и др.) и предупредить их возникновение.
Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).
Развивать речь, совершенствовать навыки и умения практического общения.
6. Побуждать детей к активным действиям, способствовать проявлению эмпатии.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д.Ушинский
Песочная терапия: история метода
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления. В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира. В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М.Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д.Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д.Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни. На сегодняшний день возможности метода расширяются, появляются многочисленные модификации и формы работы с песком.
Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике"
Оборудование для игр с песком
Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.
Для работы можно использовать:
Цветной песок
Кварцевый песок
Кинетический песок
Игровые принадлежности
Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.
Игры с песком можно разделить по трём направлениям
https://www.o-detstve.ru
https://www.o-detstve.ru
https://www.o-detstve.ru
Основные способы работы с песком
Рисовать на мокром песке палочками, пальчиками, оставлять следы предметами
Рисовать на сухом песке дыханием через трубочку коктейля
Отыскивать игрушки или фигурки, спрятанные в песке
Осуществлять работу при помощи рук (пересыпание из руки на руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков и т.д.)
Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, разыгрывать знакомые сказки
Способы работы с песком
https://www.o-detstve.ru
Метод «sendplay» можно использовать с детьми со следующим спектром проблем:
https://www.o-detstve.ru
Трудности привыкания ребенка к новым условиям
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире.
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
Мариелла Зейц
Повышенная тревожность и застенчивость
Метод песочной терапии очень эффективен при работе с детьми, имеющими повышенную тревожность и застенчивость. Такие дети боятся доминирующих взрослых, поставленной задачи, новой неизвестной ситуации… Им кажется, что окружающие к ним очень плохо относятся. Всю свою тревожность ребенок может перенести в мир, созданный в песочнице. Кроме того, ситуацию, вызывающую тревожность можно проиграть в песочнице, устраняя тем самым эту тревожность. Ребенок увидит ситуацию со стороны, осознает её вариативность.
Упражнение « Я в центре Вселенной»
https://www.o-detstve.ru
Работа с агрессией
При помощи песка агрессивный ребенок может создать свой микрокосмос, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Такую конфликтную ситуацию очень легко «проиграть» в песочнице и выбрать наиболее приемлемый вариант поведения. Таким образом, песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка .
Коммуникативные трудности
Трудности вхождения в детский коллектив и неумение в совместной деятельности учитывать интересы другого ребенка приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на содержание отношений в детском коллективе. У ребенка складываются сложные отношения со сверстниками. Это проявляется в повышенной конфликтности и неумении договариваться о совместной игре. Такие дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить на поставленный вопрос или просьбу. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В ходе самого процесса песочной терапии ребенок и психолог могут легко обмениваться мыслями и чувствами, а это уже само по себе способствует развитию коммуникативных навыков.
Работа со страхами
Метод песочной терапии так же очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Песочная терапия позволяет ребенку, прежде всего, расслабиться и забыть обо всех детских трудностях.
Страх заблудится
Страх диких животных
https://www.o-detstve.ru
Результативность
Подведём итоги
Итак, на сегодняшний день, широкий спектр случаев применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод. Песок — это естественный природный материал. Когда руки ребенка прикасаются к песку – происходят чудеса… Всё, что находится в бессознательном маленького человека проявляется вовне. Вдохновленный игрой с песком, он черпает из бессознательного идеи и образы, которые воплощаются в картине на песке. И это дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка, а значит – продолжать расти и развиваться уже здоровой личности.
Свидетельства о публикациях по данной теме
https://www.o-detstve.ru
Используемая литература:
Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб, 2001
Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия.- Спб, 2010
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб, 2010
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
5. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04 апреля 2018 года № 287