Просмотр содержимого документа
«Проект : "Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста"»
ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
Вид проекта:
Информационно - творческий
Продолжительность проекта:
Один квартал
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители
Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом в воспитании ребенка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития личности ребенка, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Цели проекта
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Развитие личности каждого ребенка, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Задачи:
Обосновать значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей; обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.
1
2
Закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества; развить эмоционально – чувственную сферу детей, воспитать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями.
3
4
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы.
Модель реализации проекта
3
4
1
2
Начальный
Определение целей,
постановка задач
проекта.
Изучение
методической
литературы по проблеме.
Диагностическое
исследование проблемы.
Перспективный
Продуктивный
Результативный
Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
Проведение сравни- тельного диагности- ческого исследова- ния уровня речевого развития детей группы.
Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы .
Ожидаемые результаты
Словарь детей обогатится но- выми слова- ми, оборотами, выражениями
Повышение теоретического уровня по теме проекта
Повысится уровень связной речи
Сформируется устойчивый интерес к русскому народно- му творчеству,
традициям и культу- ре родного края
Внедрение современ- ных методов и техноло- гий по развитию речи средствами малых форм фольклора
ДЕТИ
ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ
Сформируется понимание не- обходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Самореализация
Взаимодействуют с педагога- ми по вопросу развития речи детей
Поощряют исполь- зование малых форм фольклора в играх детей дома.
Обобщение и распрост- ранение опыта
www.themegallery.com
Company Logo
Реализация проекта
Работа в родителями
Работа с
детьми
Работа с педагогами
Анкетирование по знаниям о народной культуре, обрядовых праздниках
Консультации:
Роль родителей в возрождении русских традиций
Сообщение на тему: Не забывайте народные игры
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Изготовление ширмы «Детский фольклор»
Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам, поговоркам
Проведение праздников:
«Здравствуй, матрешка»
«Капустник», «Осенины»
«Ярмарка»
Диагностика по развитию речи
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
Чтение произведений фольклора на темы народных промыслов.
Составление описательных рассказов об игрушках народных промыслов:
Дымковские,
Филимоновские,
Семеновские матрешки.
А вот игрушки расписные.
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся.
Да и Вам понравятся!
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Знакомство с народной куклой
Особенность подобных русских народных кукол, берегинь из ткани — отсутствие лица.
Но для малышей можно нарисовать глазки, бровки, носик, губки.
Детки постарше нарисуют их сами.
Игрушка готова!
Для изготовления куклы понадобится:
квадрат из ткани примерно 30 см. х 30см.
нитки;
квадрат 10 см. х 10 см. для платочка.
В центр квадрата положить кусочек синтепона или ваты, можно кусочек мягкой салфетки или ткани, и сложить квадрат по диагонали.
Куклы, сделанные своими руками
«Куколка тряпичная — игрушка отличная!»
Очень простенькая и симпатичная кукла. Такую куклу можно отнести к народному творчеству. Нужны ткань и нитки. Поэтому такую игрушку можно сделать с самыми маленькими детками. Сделать просто так, для кукольного театра или в качестве подарка на пасхальные праздники, Рождество, Масленицу.
Перевязать ниткой, сформировав голову куклы.З
Затем нужно сделать ручки, загнув ткань вовнутрь и перевязав нитками.
Чтобы сделать туловище, необходимо нитками перевязать крест на крест ткань под ручками.
Теперь нужно сделать одежду. Будем делать красивую юбку. Для этого нужно вырезать круг из ткани, сложить его пополам и ещё раз пополам. Срезать уголок и нарядить куклу, перевязав пояс нитками. Другой вариант юбки. Её можно сделать из прямоугольника из ткани. Сложив ткань складками перевязать нитками.
Но это ещё не всё. Нужно повязать платочек нашей кукле. Можно сделать волосы из ниток, заплести косички. Квадрат из ткани делим по диагонали. Это и есть платочек. Завязываем его на головке куклы и перехватываем на туловище, завязав на спинке нашей тряпичной куклы. Вот и готова красавица – кукла.
Вот и готова красавица – кукла.
Можно играть!
Ребенок
Родитель
Модель реализации проекта
Продукт совместной творческой деятельности музей «Русская изба»
Анкетирование
родителей
Родительское собрание по теме: Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
Русские народные игры.
Заучивание потешек, закличек.
Брошюры для детей «Народные праздники»
Театральные представления
Педагог
«День открытых дверей».
Совместное участие педагогов, родителей и детей в праздниках.
Индивидуальные беседы с родителями
« Играем всей семьей»,
Образовательная область «Познание»:
Тематические беседы:
Филимоновские игрушки – свистульки.
Что такое «Хохлома»?
Дымковские мастера.
Сине - голубое чудо. Гжель.
Занятия («Как на связке вечеров левицы гадали»).
Создание музея «Русская изба».
Что нам осень принесла.
Что такое ярмарка?
Объяснение пословиц: «Семья в куче – не страшна туча», «У страха – глаза велики», «Труд кормит, а лень портит», «Красна птица опереньем, - а человек - рукодельем», «Делано наспех – сделано на смех».
Образовательная область «Социализация» (I)
Подвижные игры:
Карусель.
Каравай.
Ручеек.
Гуси – Лебеди.
Утка – Гусь.
Петушиный бой.
Дидактические игры:
Найди отличия.
Угости матрешек чаем.
Составь узор.
Собери картинку.
Художественное творчество:
Тематическое занятие по предметному миру: «Из чего же, из чего же?»- дерево – матрешки (Хохлома); глина – Дымка; фарфор –Гжель; металл – Жестово.
Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.
Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.
Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10.
Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.
Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
Праздники и развлечения
Фольклорный праздник
«Путешествие по русской ярмарке»
Русские народные игры
www.themegallery.com
Company Logo
Театр и творчество(театрализованный уголок )
Костюмерная
Виды театров
Гримёрная
Театр и творчество(театры: «Би-ба-бо», «Рукавичек», настольный)
Сказка «Репка»
Сказка «Три медведя»
Сказка «Заюшкина избушка»
Сказка«Рукавичка»
Театр и творчество(театры: «на фланелеграфе», «Телевизор», «Живой руки»)
Сказка «Лягушка-путешественница»
Сказка «Колобок»
Сказка
«Гуси-лебеди»
Театр и творчество
Участники театральной
деятельности
Сказка «Волк и Красная шапочка»
www.themegallery.com
Company Logo
Городецкая роспись
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
www.themegallery.com
Company Logo
Сочиняем сказку сами(сказка на новый лад)
Дружные звери
www.themegallery.com
Company Logo
Рисунки детей по мотивам русских народных сказок
www.themegallery.com
Company Logo
Скороговорки в совместных рисунках детей и родителей
От топота копыт
пыль по полю летит.
Бежит лиса по шесточку:
- Лизни, лиса, песочку!
Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.
www.themegallery.com
Company Logo
Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Радуга-дуга, не давай дождя.
Давай солнышко-колоколышка.
Пошёл кот под мосток,
Поймал рыбку за хвосток.
То ли съесть по пути,
То ли Оле отнести?
www.themegallery.com
Company Logo
Тееатрализованная деятельность
Мелкая моторика
движения самомассажа (потирание ладоней, поглаживание кистей рук, поочередное смыкание пальцев и т.д.)
шевеление пальчиками
разведение и сведение пальцев
разные хлопки
сжимание и разжимание кулачков
вращение кистей и кулачков
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей и речи.
Мелкая моторика
Разнообразные выразительные движения - это показ, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты играют на разных музыкальных инструментах.
Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами.
Учится быть эмоциональным в речи и показе движений.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор.
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи ( исторический, краеведческий )?