kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ»

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ.   Козырева Ольга Юрьевна, воспитатель первой кв.к., МКДОУ детский сад №21 ГО Ревда

Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ.

Козырева Ольга Юрьевна,

воспитатель первой кв.к.,

МКДОУ детский сад №21 ГО Ревда

Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.
  • Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

  • Генрих Саулович Альтшуллер  ( 15.10.1926 - 24.09.1998)  (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
  • Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов , дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.  ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов , дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;
  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования
Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе  методов и приемов ТРИЗ .   Метод «Мозговой штурм» (МШ):   предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.   Метод «Синектика»   предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе  методов и приемов ТРИЗ . Метод «Мозговой штурм» (МШ):   предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Метод «Синектика»   предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа Строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.  Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.  Метод каталога  был разработан в 20-х годах XX века  профессором Берлинского университета Э.Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод морфологического анализа Строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты. Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много. Метод каталога  был разработан в 20-х годах XX века  профессором Берлинского университета Э.Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов (МФО )  предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.   Типовые приёмы фантазирования .  Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.    Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Метод фокальных объектов (МФО предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Типовые приёмы фантазирования Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

ММЧ (метод маленьких человечков) . Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

ММЧ (метод маленьких человечков) . Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Этапы  работы по использованию  элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.   Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Этапы  работы по использованию  элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

  • Цель первого этапа  –  научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
  • Цель второго этапа  –  учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый.  Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
  • Содержание третьего этапа  –  решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
  • На четвертом этапе    ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ

Автор: Козырева Ольга Юрьевна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Возможность использования элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения "
    ["seo_title"] => string(119) "vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416750918"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ на примере темы «Музыкальные орнаменты» "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-muzykal-no-obraznogho-myshlieniia-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-fortiepiannogho-otdielieniia-dshi-na-primierie-tiemy-muzykal-nyie-ornamienty"
    ["file_id"] => string(6) "119676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413478059"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства