Просмотр содержимого документа
«Создание комфортной предметно - развивающей среды"»
Слайд 1
«Создание комфортной предметно-пространственной развивающей образовательной среды согласно требованиям типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность»»
Согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Согласно Типовой общеобразовательной программе дошкольного образования «Растим личность»
Слайд 2
"Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).
Развивающая предметно-пространственная среда согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возрастных и половозрастных особенностей детей, создание необходимых условий в случае организации инклюзивного образования.
Слайд 3
Развивающая предметно-пространственная среда согласно
Типовой общеобразовательной программы дошкольного образования
«Растим личность»
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т.С. Комарова, С.Л.Новоселова, Г.Н.Пантелеев, Л.П.Печко, Н.П.Сакулина, Е.О.Смирнова, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, С.Т.Шацкий и др.).
Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Программа не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Слайд 4
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Трансформируемость пространства предполагает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
1) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
2) наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
1) наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
1) доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
3) исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 5
Факторы, которые следует учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Оборудование помещений Организации должно быть безопасным, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде трансформируемых зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Допускается отход от жесткого зонирования центров.
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы , создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 6
Примерный перечень центров (уголков, площадок) развития:
Слайд 7
центр «Творческая мастерская»
Слайд 8
центр речевой деятельности («Веселый язычок», «Здравствуй, книжка!»)
выставочный центр (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
Слайд 9,10
центр «Мы познаем мир» (природы; для игр с песком и водой; экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности, трудового воспитания, профессиональной ориентации)
Слайд 11
Центр дидактических игр
Слайд 12,13
• центр активности (уголок сюжетно-ролевых игр, театрализованных, настольно-печатных игр);
Слайд 14
• центр физического развития;
Слайд 15,16
• центр безопасности;
Слайд 17
центр нравственно-патриотического воспитания;
интеллектуальный центр (сенсорного развития (с первой младшей), со средней группы «Занимательная математика» и т.д.);
центр искусств;
центр для разнообразных видов деятельности детей (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.);
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели, ширма и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
уголок уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности – статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Слайд 18
Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.