Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с родным краем …»»
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с родным краем …»
ВЫПОЛНИЛА:
Арестова Валентина Михайловна
М БДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дмитриевка Никифоровский район
Тамбовская область 2013 г.
ВИД ПРОЕКТА:информационно – творческий.
ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ:
ребенок, общество и культурные ценности.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:групповой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:
1год.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
воспитанники старшей группы;
воспитатели;
родители;
специалисты.
Актуальность:
Современные условия жизни привели к ослаблению духовных связей между поколениями. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях русских традиций.
Поэтому необходимо заложить в ребенке, начиная с самого раннего возраста, интерес к культуре своей Родины, помочь ему ощутить себя частью народа с многовековой историей.
Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Для этого в системе воспитания дошкольников знакомство детей с окружающем миром, фольклором…Это позваляет расширять знания детей об истории родного края, развивать их познавательно-творческие способности, воспитывать патриотов.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
Что мы
Родиной
зовем?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать педагогическую, научно-методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования.
2.Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
3.Разработать дидактически материал.
4.Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Сформировать интерес к истории родного края.
Учить видеть историю вокруг себя.
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, родном поселке.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
Воспитывать уважение к труду.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе реализации проекта дети приобретают доступные их пониманию знания о достопримечательностях поселка, культурно- историческом наследии своего края, известных земляках, профессиях родителей.
Впечатления, полученные в ходе реализации проекта, дети отражают в продуктивной деятельности.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста непрерывно связано с процессом социализации детей, развитием познавательных и творческих способностей.
Данный проект осуществляется в:
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП
ЭТАПЫ РАБОТЫ
2ЭТАП
СРОКИ ВЫПОЛ
НЕНИЯ
Органи
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
зационно-подготовительный.
сентябрь - октябрь
Основной
ноябрь
Диагностика детей по данной теме.
Изучение научной и учебно-методической литературы.
Беседы с родителями о содержании проекта.
Составление плана по реализации проекта.
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
воспитатели
Подбор фотографий на тему: «Как мы отдыхали летом»
Занятие по познавательному развитию «Семья»
Рисование «Моя семья»
Беседа с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Изготовление семейных гербов.
декабрь
родители
воспитатели
родители
Занятие «Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
Конструирование «Мы строим детский сад»
Домашнее задание детям: узнать кем и где работают их родители; чем они любят заниматься в свободное от работы время.
Праздник «Здравствуй, Зимушка-зима!»
воспитатели
родители
муз. рук.
2 ЭТАП
январь
Занятие «История возникновения родного поселка – путешествие в прошлое».
Беседа о профессиях людей. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Почта», «Школа».
Экскурсия к школе, по улицам поселка, к памятным местам.
февраль
воспитатели
воспитатели
родители
Занятие «Наш поселок Дмитриевка».
Дидактическая игра «Чудесный сундучок» (закрепление знаний об инструментах, которыми пользуются люди разных профессий).
Викторина «Что мы знаем о своих родителях».
Рисование «Защитники Родины».
Изготовление подарков для мам, гостей.
март
воспитатели
Занятие «Моя мама».
Заучивание стихов, закличек, песенок.
Развлечение «А мы Масляницу дожидались».
Праздник «Мамин день» – изготовление подарков для мам, гостей.
Схема взаимодействия ДОУ по патриотическому воспитанию с образовательными учреждениями.
МДОУ д/с «Солнышко»
Схема взаимодействия ДОУ с общественными гражданско – патриотическими организациями
Районный Совет ветеранов войны и труда
Детская районная библиотека
Дом культуры, общественные организации поселка
Музей Никифоровского района
МДОУ д/с «Солнышко»
Обобщение и распространение опыта по гражданско – патриотического воспитанию дошкольников.
Схема взаимодействия ДОУ с родителями.
Повысился интерес воспитанников к малой родине, сформировались знания по истории прошлого родного края, по достопримечательностям поселка и др.;
Наличие знаний на заключительном этапе проекта
2. Разработаны методические рекомендации для воспитателей «Ознакомление с родным краем».
2. Проведены занятия: «Семья», «История возникновения родного поселка – путешествие в прошлое», «Моя мама», «Наш поселок – поселок красавец, поселок труженик», викторина: «Знай и люби свой край», экскурсии по поселку.
3. Оформлены выставки детских рисунков: «Моя семья», «Защитники Родины», «Моя любимая мамочка».
4. Совместно с домом детского творчества, детской школой искусств проведено мероприятие «Растим будущего гражданина».
5. Проведены встречи с ветеранами труда и ВОВ, беседы с библиотекарями, экскурсия в краеведческий музей;
6. На районном методическом объединении было представлено выступление по теме: «Разработка и реализация проекта в педагогическом процессе ДОУ».
Разработаны методические рекомендации для родителей«Воспитание любви к родному краю»;
Проведены родительские собранияпо нравственно-патриотическому воспитанию;
Проведены совместные праздники«История прошлого родного края»,
«Звезда Победы» и др.
Созданы фотоальбомы«Наш поселок», «Вспомним их поименно»
Оформлены фотовыставки«Природа родного края», «Как я отдыхаю летом»
Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию детей
Оформлена выставка семейных гербов .
Только систематическая, планомерная работа помогласформировать у дошкольников:прочные знания прошлого и настоящего своего края;
развить :
интерес к родному поселку (малой родине);
чувство коллективизма;
укрепить :
связи детского сада и семьи.
Дальнейшее развитие проекта
Создание мини-музея патриотического воспитания дошкольников в детском саду – обучающей и развивающей среды, которая дает самый существенный результат в героико – патриотическом воспитании детей, в воспитании будущего гражданина.
Дальнейшее развитие проекта
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Закон РФ «Об образовании»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», - Волгоград; Учитель, 2007.
Антонов Ю. Е., Левина Л. В. И другие. «Как научить детей любить Родину»: руководство для воспитателей и учителей, - М.: АРКТИ, 2003.
Иванова Т. В. «Ребенок и окружающий мир»: явления общественной жизни, - Волгоград, 2005.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром, М,: ТЦ Сфера, 2006.
Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», - М,: Линка – Пресс, 2003.
«С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) (под ред. Л. А. Кондрыкинской, - М.: ТЦ Сфера, 2004.