«Забота родителей – счастливое детство детей. Создание предметно-развивающей среды дома»
«Забота родителей – счастливое детство детей. Создание предметно-развивающей среды дома»
Выступление педагога-психолога на общем родительском собрании по теме: «Забота родителей – счастливое детство детей. Создание предметно-развивающей среды дома» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,музыки, рисунка, фантазии, творчества.Сухомлинский В.А.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников в условиях семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Забота родителей – счастливое детство детей. Создание предметно-развивающей среды дома»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического направления развития воспитанников № 5 «Солнышко» города Новопавловска.
Выступление педагога-психолога
на общем родительском собрании
по теме:
«Забота родителей – счастливое детство детей. Создание предметно-развивающей среды дома»
Подготовила:
педагог-психолог Пудовкина М.Г.
г. Новопавловск, 2024 г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Сухомлинский В.А.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников в условиях семьи.
Ход мероприятия.
Слайд №1.
Вступительная часть
Уважаемые родители!
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. / Ст44. Закона об образовании/. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. И мы приглашаем вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня мы поговорим о том, как окружающая среда влияет на развитие ребенка.
Что такое «среда»? (окружающее пространство)
А «предметно-пространственная среда»? (пространство, заполненное предметами)
Но ребенок не просто проводит время в детском саду, играет, общается с другими людьми. Он должен здесь развиваться. И среда должна быть развивающей.
Слайд №2.
Тема моего выступления «Развивающая предметно-пространственная среда для детей дошкольного возраста»
Слайд №3.
Современные подходы к формированию предметно – пространственной среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Слайд №4.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Предметно – пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Слайд №5.
3 часть. Рекомендации для родителей «Развивающая предметная среда дома».
Как вы думаете, а нужно ли создавать для ребенка развивающую среду дома?
Поделитесь, пожалуйста, есть ли у вас для ребенка уголок и чем он заполнен, какими предметами, игрушками.
Попробуйте проанализировать, какому направлению развития способствует созданная дома среда.
Мы предлагаем вам рекомендации по созданию развивающей среды дома.
Развивающая предметная среда дома.
Слайд №6
Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир. Ребенок должен осваивать все пространство квартиры, иными словами, действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и своё пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей. «Ну-ка, зеркальце, скажи…». Очень важно организовать детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно (жить в ладу с самим собой). На полочке рядом хорошо бы поместить маленькие зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности. «Мини картинная галерея». Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру. Наступила ранняя весна. Хорошо бы сравнить с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели» и т.д. «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек… За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться красивой конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков. «Детская лаборатория – это серьезно». Ребенок сам по себе исследователь. И это явление надо всячески поддерживать. Соберите в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы (а может быть, папы еще что-нибудь добавят, исходя из интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется. Вводить предметы рекомендуется по одному, через 2 и более недель. «Шкаф находок». В этот шкаф ребенок-дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок могут повестить в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены до выходных дней. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:
Чем тебе нравится этот мешочек? На что (или кого) похож? Давайте вместе придумаем волшебную историю этого камешка, и, конечно, постараемся его интересно назвать.
У кого будет самое интересное название, получает поощрение (2 поцелуя, конфету, новую книжку, новую находку или многое другое). «Уголок ребусов, шарад, головоломок». Речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас все больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания. «Книжки в вашем доме». Внимательно и разборчиво отнеситесь к организации и подбору книг дома. До 3-х – 4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста («Курочка – Ряба, «Сорока-ворона» и т.д.). После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться 3-5 книжек также с яркими иллюстрациями и доступными для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.д. Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением («Сегодня тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом» или «Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки»). В 4 года и более крайне важно сказать ребенку, что у нас дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком ее правильно организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книжки зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки и т.д. Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно ее накапливать. «Важность детских плечиков». Где хранить детскую одежду на каждый день? Все хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, – на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает свою одежду туда. Но лучший вариант – приобрести детские плечики. Именно в дошкольном возрасте формируется, или уже потом будет формироваться с большим трудом (разве что в армии?) привычка складывать аккуратно свою одежду. «Альбомы по интересам». С этой целью советуем приобрести несколько альбомчиков. А дальше предложить собирать и наклеивать: Фантики от конфет, Открытки с изображением цветов, Картинки с изображением машин, Иллюстрации с изображением игрушек, Иллюстрации с изображением животных и т.д. Работу эту надо делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания самого ребенка и косвенно руководить этим процессом. Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него проявится совершенно в другом – такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь собирать по теме – значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.
Слайд №7.
«Звучит музыка». Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям. Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Этот с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки. «Уголок потерянных вещей». Он важен для воспитания собранности. Чтобы не было у нас Маш – растеряш, если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте – срезу же несет ее в этот уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии. Где же найти место для всех этих уголков? На что мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте!
Заключительная часть.
Думаю, что теперь каждый из вас понимает значение развивающей среды, в которой растет ваш ребенок.