Данная статья раскрывает подходы, поиски и решения проблем адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Статья может служить консультацией для родителей и воспитателей по работе с детьми в период адаптации. Рекомендовано воспитателям и психологам ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей к ДОУ: подходы, поиски, решения»
Паршина Анна Владимировна
г. Липецк, МБОУ СОШ № 70
Создание условий для адаптации детей дошкольного возраста
Сегодня одной из самых острых проблем дошкольного образования является адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности , обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранения психологического благополучия индивида.
А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще не неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, резкий переход малыша в новую среду может привести к эмоциональным нарушениям. Поэтому актуальна проблема адаптации ребенка к детскому саду.
Поступление в детский сад – важный и ответственный момент в жизни не только ребенка, но и окружающих его взрослых. И поэтому важный на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
В России у истоков уникальной системы воспитания детей раннего возраста стояли такие замечательные ученные, как Н.М.Аксарина, Н.М Щелованов и А.В.Запорожец. Их идеи сохраняют свою актуальность и находят развитие в современной педагогике и в настоящее время.
Большой вклад в систему воспитания детей раннего возраста внесли их ученики и последователи:
- М.М.Безруких, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора – выявление показателей нервно-психического развития детей от рождения до 3 лет.
-Е.В.Ларечина, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина – разработали комплексные программы для детей раннего возврата.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее:
- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности , негативизма.
- социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
- дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
- резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
- происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
- у часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза, энкопреза, неучтойчивости стула, обострение кожных высыпаний.
«Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И.Морозова (1999).
Для успешного привыкания ребенка к условиям ДОУ необходимо правильно организовать процесс адаптации. Роль взрослых в это период важна и ответственна. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.
По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н. установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезвычайно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Это затрудняет процесс привыкания к новым условия.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское дошкольное учреждение и благополучного привыкания к ним.
Таким образом, необходим комплекс совместных действий педагогов, родителей, психолога и медицинского персонала, чтобы переход ребёнка к новым условиям был плавным, мягким, бестравматичным. Это определяет создание условий успешной адаптации силами родителей и работников дошкольного учреждения.
Взаимодействие с родителями.
- установление доверительных отношений с родителями и детьми;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья малышей;
- подготовка ребенка к посещению детского сада родителями;
- раздача памяток и рекомендаций;
- анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОУ;
- карты готовности к поступлению в детский сад;
- организация предметно-развивающей среды.
2. Работа с детьми.
- индивидуальный подход к малышу и родителям;
- постепенное заполнение групп (2-3 малыша в неделю);
- неполное пребывание ребенка в группе в начальной стадии адаптации (1-2 часа), возможность пребывания с мамой;
- гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные);
- сохранение в первые две-три недели имеющихся привычек у малышей;
- оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей
- грамотное планирование работы;
- создание эмоционально благоприятного фона в группе;
- использование различных игр (сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры - забавы) в работе с детьми;
- чтение стихотворений, пение песенок, слушание музыки, рассказывание
сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за
объектом природы, рисование.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт между родителями и воспитателями, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
Период адаптации ребенка к ДОУ считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Список используемой литературы:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
2. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации - М.:ТЦ Сфера .2008
3. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие - М.:АРКТИ,2010
4. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: Учитель, 2014.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. - Воронеж: Учитель,2006.
7. Галанов А. С. Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная пресса, 2002.
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных общеобразовательных учреждений/ М.:, 2002.
9. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.
10. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня) .- Ростов Н/Д: Феникс , 2008.
11. Заводчикова О.Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи. – М.: Просвещение.2007.
12. Иванова Н.В. , Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ. М.: ТЦ Сфера,2011.
13. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.
14. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа .М.: Айрис – пресс ,2008.
15. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду. М.: Издательский центр «Академия»,2008.
16. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2010.
17. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2 – 3 лет. – М.:АРКТИ, 2005.