Просмотр содержимого документа
«"Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» города Пикалёво
Воспитатель: Вишнякова А. А.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новойобстановке.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
нарушенный сон – ребенок просыпается со слезами и отказывается засыпать;
сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребенок не желает пробовать незнакомые блюда;
регрессия психологических умений – ребенок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
снижение познавательного интереса – малыш не интересуется новыми игровыми принадлежностями и ровестниками;
агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребенка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"?
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитатель, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. И конечно можно сразу узнать адаптирующегося родителя:
повышенная тревожность;
обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
Легкую (15-30 дней);
Среднюю (30-60 дней);
Тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
восстанавливается аппетит.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребенка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.