Просмотр содержимого документа
«АДАПТИВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Витаминка» Для детей от 5 до 7 лет Срок реализации 2 года»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
АДАПТИВНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Витаминка»
Для детей от 5 до 7 лет
Срок реализации 4 года
Составила: педагог дополнительного
образования Игнатова Е.А.
Консультант методист « Попова Н.В.
Бийск
Пояснительная записка
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.
По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Приоритет в открытии данной патологии, безусловно, принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. В 1862 году Литтль представил подробное классическое описание болезни в монографии «Спастичный ребенок». В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием — ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин. В России организация помощи детям с ДЦП берет свое начало с 1890 года, когда группа «Синий крест» основала в Санкт-Петербурге «Приют для детей-калек и паралитиков» После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970—72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений.
Отечественные ученые Л.А.Данилова, М. В.
Ипполитова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и другие обосновали
необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным
параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи,
содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии
раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.
Проблеме психических нарушений у детей, страдающих
церебральным параличом, посвящено значительное количество работ
отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л.А.Данилова, Е. М.
Мастюкова, И.Ю.Левченко, Е.И.Кириченко и др.).
Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено
много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова,
М.В.Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Ар-хипова и др.).
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности.
У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном
нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции т.е. характернапарциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточностьпространственных и временных представлений.
У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу)усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и
наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник .Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные
взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала).Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае
детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всехвидов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированныхдвижений). У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического. Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости.
Адресная направленность
Адаптивная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет с ДЦП.
Объем программы (общее количество учебных часов)-216
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
Тип занятий (комбинированные, практические, диагностические, теоретические, репетиционные и т.д.)
Форма проведения занятий (мастер-класс, лекция, тренинг и т.д.)
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
Режим занятий (частота проведения)
Цель: создание условия для всестороннего развития обучающихся с ДЦП для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
1.Формировать определённый круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
2. Способствовать развитию эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, развивать позитивные качества личности каждого ребенка.
3. Воспитывать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Учебный план
5 лет обучение грамоте
Цель: Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
- формировать опыт чтения слогов;
- обогащать активный и пассивный словарь; развивать грамматический строй речи,
-развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей; звуко - слоговой анализ слов;
-развивать мелкую моторику руки.
Таблица1
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2.
Развитие связной речи
5
3
3
3.
Лексическая работа
13
5
18
4.
Развитие звуковой культуры речи
1
0,5
0,5
5.
Развитие фонематического слуха
4
1
2
6.
Обучение звуко-слоговому анализу
8
2
6
7.
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
36
11,5
24,5
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива
2. Развитие связной речи
Теория. Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему.
Практика. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Пересказывать небольшие сказки. Вести диалог. Составлять рассказы о содержании сюжетной картинке, по серии картинок. Придумывать концовки к незнакомым сказкам.
3. Лексическая работа
Теория. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. .Слова определения. Многозначные слова. Слова предлоги. Слова действия. Кто ? Что?
Практика. Согласовывать слова в предложении. Знакомить с разными способами образования слов. Образование однокоренных слов Употребление простых , сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый —снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун —озорник—проказник), с противоположным значением (слабый —сильный, пасмурно — солнечно).
4. Развитие звуковой культуры речи
Теория. Знакомство с буквами. Понятие «Звук». Мир звуков. Согласные и гласные звуки.Классификация звуков: Согласные и гласныезвуки; твердые и мягкие, звонкиеи глухие согласные.Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с —ш, ж —з, л — р.
Практика. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
5. Развитие фонематического слуха
Теория. Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков твёрдых ,мягких звонких, глухих согласных.Выделение звука в начале ,конце и середине слова, определение положения звука в слове.
Практика. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель)..
6. Обучение звуко-слоговому анализу
Теория. Звуковой анализ состава слогов и слов; Дифференциация понятий «звук» и «буква» Соотнесение букв и звуков.
Практика. Составление слов из звуков и слогов. Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов. Звуковой анализ состава слогов и слов.
7. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Обучающийся даёт развёрнутый ответ на вопрос; использует в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий; расширяет активный словарь; применяет речевой этикет в общении с окружающими; употребляет многосложные слова; применяет в речи грамматические умения, обогащает опыт диалогической и монологической речи; участвует в коллективном рассказе и пересказе по серии картинок; проявляет инициативу в общении.
Учебный план
Математика 5 лет
Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи:
-формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива
2. Числа и операции над ними.
Теория. Сравнение групп предметов. Представление о действии сложения. Представление о действии вычитании. Один – много. Число 1. Цифра 1. Число 2. Цифра 2. Пара. Число 3. Цифра 3 Число 4. Цифра 4.. Числовой отрезок. Число 5. Цифра 5. Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений: равно – неравно. Число 6. Цифра 6 Число 7. Цифра 7.. Число 8. Цифра 8. Число 9. Цифра 9 Число и цифра 0. Число 10.Счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Практика. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»)Представление о числе. Образование числа 4. Образование числа 5. Образование числа 6. Порядковый счет. Образование числа 7. Образование числа 8. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет Соотношение цифры и числа с количеством.
Игра «Четвёртый лишний» Работа с моделью числового отрезка. Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений: равно – неравно
3.Пространственные и временные представления.
Теория. Знакомство с клетками. Пространственные отношения: на, над, под. Сутки. Части суток. Пространственные отношения: справа, слева. Пространственные отношения: между, посередине. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Пространственные отношения: впереди, сзади. Понятия: Слева- справа- посередине, раньше- позже, внутри – снаружи и т.д. Раньше – позже. Шире, уже.
Практика. Ориентировка на листе бумаги. Дни недели. Динамические картинки игра «Перепутаница». Игра «Раньше –Позже».
4. Свойства предметов
Теория. Игра «Собери урожай» игра «День рождения кота Леопольда» Игра «Помоги Зайчонку спрятаться от волка» Игра «Загони мяч в дорогу»
Практика. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
5. Геометрические фигуры.
Теория. Точка. Круг. Квадрат. Овал. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Отрезок. Луч. Угол. Прямоугольник. Замкнутые и незамкнутые линии.
Практика. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо —овальные, тарелки —круглые и т. д. Распознавать фигуры в предметах окружающей среды. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Фотографы». Игра «Найди и расскажи» Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Игра «Угадай-ка» Способ наложения и приложения. Сравнение предметов. Составление рисунков из геометрических фигур. Шар. Куб. Конус. Цилиндр. Распознавать фигуры в предметах окружающей среды.
7. Логические задачи
Теория. Логические закономерности. Сравнение. Логические закономерности. Классификация. Логические закономерности. Логические закономерности. Умозаключения. Познакомить детей с задачами разного характера
Практика. Учить детей решать нестандартные задачки.
8. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Считать и отсчитывать в пределах 10
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.;уравнивать неравное число предметов.
Сравнивать предметы разной величины
Называть дни недели, последовательность частей суток.
Учебный план по ОСОМ 5 летки
Цель: формирование у детей представлений об окружающем мире.
Задачи: содействовать овладению обобщенными представлениями о признаках сезона, особенностях природных зон, растений, животных; способствовать воспитанию бережного отношения к природе, здоровью (собственному и окружающих людей); содействовать овладению системными знаниями о многообразии мира профессии людей; расширять представления о родине, познакомить с символикой государства; создать условия для расширения кругозора и обогащения словарного запаса.
Таблица 3
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2.
Деятельность человека
6
4
2
3.
Времена года
11
6
5
4.
Подготовка к путешествию
5
3
2
5.
Путешествие с севера на юг (Россия)
6
4
2
6.
Родная страна
6
4
2
7.
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
36
22
14
Содержание программы
Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
2. Деятельность человека.
Теория. Семья. Взаимоотношения в семье. Профессии людей. Человек – часть природы. Человек и спорт.
Практика. Приём гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Профессии. Откуда пришел хлеб.
Времена года.
Теория. Осень - время года. «Уж небо осенью дышало…» Осенние хлопоты. Собираем урожай. Дикие животные осенью. «Вился, вился белый рой…» Зимние хлопоты и забавы. Весна. Весенние изменения. Звери и птицы. Деревья, кусты и травы. Насекомые. Лето. Грибы, ягоды, цветы.
Практика. Подготовка растений и животных к зиме. Признаки зимы. Оседлые и перелётные птицы. Зима время года. Звери и птицы зимой.
Систематизация характерных признаках осени, зимы . Природные особенности осенних и зимних месяцев.
4. Подготовка к путешествию.
Теория. Береги себя!. Если хочешь быть здоров. Помощники в путешествии: глобус и карта.
Практика. Правила безопасности. Транспорт Водный, наземный, воздушный. Познакомить детей с глобусом и картой моделью земного шара Правила поведения на транспорте. Способы и особенности передвижения в разных средах.
5. Путешествие с севера на юг (Россия)
Теория. Арктика. Тундра. Тайга и смешанные леса. Степи. Пустыни..Животный мир.
Практика. Сравнение погоды северных и наших широт. Лес наше богатство. Викторина «Что? Где? Когда?»Животные. Климат.
6. Родная страна
Теория. Малая родина. Мой край родной. «Широка страна моя родная» Праздники государственные и народные.
Практика. Особенности географического положения России. Герб, флаг гимн.
7. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Различать и называть виды транспорта
Называть профессии
Знать своих родственников, домашний адрес
Различать некоторые рода войск.
Знать название родного города, страны, ее главного города.
Рассказывать о помощи человека животным и зимующим птицам.
Называть некоторых животных, обитающих в близлежащей зоне, нашей стране
Учебный план
информатика 5 лет
Цель: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физеологических особенностей, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнидеятельности дошкольника.
Задачи:
Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
2. Свойства, признаки и составные части предметов
Теория. Знакомство с понятием «признак предмета». Знакомство с понятием функция. Формирование понятий часть-целое. Соотнесение элементов двух групп между собой. Упорядочение предметов. Закономерность в расположении предметов. Свойства предметов. Предметы обладающие указанным свойством.
Практика. Выделение признаков предмета. Сравнение признаков предметов. Разбиение групп на подгруппы. Выделение подгруппы в группы «Всезнайки» - викторина по пройдённому материалу. Множество предметов, обладающих указанных свойств. Обобщение по признаку.
3.Действия предметов
Теория. Последовательность действий. Знакомство с понятием алгоритм. Знакомство с понятием «условный знак».
Практика. Разбиение действий на этапы. Последовательность действий, задания графически.. Порядок действий ,ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Кодирование действий условными знаками.
4. Элементы логики
Теория. Формирование понятия «логическая операция «И». Формирование понятий «истинное и ложное высказывание. Формирование понятия «отрицание». Формирование умения пользоваться разрешающимися и запрещающимися знаками. Истинные и ложные высказывания
Практика. Графический диктант. Ориентировка на листе в клетку. Решение логических задач. Блоки Дьенеша. Логические цепочки. Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд», «Назови, одним словом», «Что объединяет?», Задания на развитие пространственного мышления Математические загадки. Ребусы Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции.
5. Развитие творческого воображения
Теория. Задачи на смекалку. Палочки, головоломки. Составление простых задач. Наделение предметов новыми свойствами.
Практика. Составление предметов из палочек. Составление предметов из геометрических фигур. Волшебные ниточки, Волшебные кляксы «Хорошо-плохо» или«Цепочка противоречий». Палочки Кюизенера Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов.
6.Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Выделять свойства предметов, находить предметы обладающие заданным свойством или несколькими свойствами.
Разбивать множество на подмножество сопоставлять части и целое для предметов и действий.
Расставлять события в правильной последовательности
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели.
Учебный план
Математика 6 лет
Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи:
- Формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
Пространственные представления. ориентировка на листе бумаги.
7
3
4
4
Временные представления
6
2
4
5.
Геометрические фигуры.
6
1
5
6.
Величины.
6
2
4
7.
Логические задачи.
10
2
8
8.
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
72
16
56
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива
2. Числа и операции над ними.
Теория. Объединение предметов по общему признаку. Сравнение групп предметов. Повторение. Соотношение числа и цифры от 1 до 5. Представление о числовом отрезке. Число и цифра 5. Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений: больше- меньше. Число и цифра 6. Состав числа 6 Число и цифра 7. Состав числа 7. Число и цифра 8. Состав числа 8. Понятие задачи. Счет десятками. Таблица Зайцева. Число и цифра 9. Состав числа 9. Число и цифра 0. Число 10. Представление о сложении вычитании.
Отсчитывание предметов в соответствии с заданным числом.
Сравнение количества предметов. Установление равенства и неравенства и их преобразование различными способами.
Счет однородных и разнородных предметов с объединением их в группы в соответствии с заданным числом (здесь всего три предмета, здесь всего пять предметов и т.д.).
Совершенствование представлений о составе числа 5 на конкретном материале.
Учить решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание путем наглядной демонстрации ее содержания и решения.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.Знакомить со счетом в пределах 20.Сравнение числа на наглядной основе. Состав числа до 10. Умение использовать для записи сравнения знаки больше ,меньше, равно ,а для сложения –знаки +,- = .
3.Пространственные представления, ориентировка на листе бумаги.
Теория. Пространственные отношения: впереди, сзади. Пространственные отношения: длиннее, короче, сравнение длины. Ориентировка на листе в клетку План Понятия: Слева- справа- посередине, раньше- позже, внутри – снаружи и т.д.
Практика. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощь плана. Графический диктант. Игра «Дорисуй Рисунок» . Игра «Повтори как в зеркале».
4. Временные представления
Теория. Временные отношения: раньше, позже. Дни недели, времена года, части суток, месяцы. Понятие времени. Единицы времени: час, секунда..Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Практика. Определение времени. Закрепление темы «Время». Повторение. Часы..Развивать чувство времени- длительность временных интервалов. Учить определять время по часам.
5. Геометрические фигуры.
Теория. Представление об углах. Виды углов. Геометрические фигуры. Геометрические тела. Шар, куб, параллелепипед. Геометрические тела. Пирамида, конус, цилиндр. Дать представление о многоугольнике, учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
Практика. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов—один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу Уточнить известные геометрические фигуры их элементы (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Моделировать геометрические фигуры ,конструировать фигуры по словесному описанию.
6. Величины.
Теория. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Объём. Сравнение по объёму. Измерение объёма. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Считать по заданной мерке.
Практика. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, учить измерять длину, ширину, высоту предметов. измерять объём жидких веществ, сравнивать вес тяжелее- легче путём взвешивания на ладонях.
Практика. Продолжать знакомить детей с разными логическими задачками. Графический диктант. Работа с таблицами. Игра «Танграмм», Игра «Колумбово Яйцо» Игра «Дроби».Математический планшет.
8. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Считать и отсчитывать в пределах 20
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.;уравнивать неравное число предметов.
Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, учить измерять длину, ширину, высоту предметов. измерять объём жидких веществ, сравнивать вес тяжелее- легче путём взвешивания на ладонях.
Называть дни недели, последовательность месяцев в году.
Учебный план
обучение грамоте 6 лет
Цель: развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
- развивать умения говорения и слушания ,формировать опыт чтения слогов;
- развивать грамматический строй речи
-развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей;
-обучать звуко - слоговому анализу слов;
-развивать мелкую моторику руки.
Таблица 6
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2.
Развитие связной речи
5
3
3
3.
Лексическая работа
13
5
18
4.
Развитие звуковой культуры речи
1
0,5
0,5
5.
Развитие фонематического слуха
4
1
2
6.
Обучение звуко-слоговому анализу
8
2
6
7.
Развитие мелкой моторики руки
3
0,5
2,5
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
36
11,5
24,5
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива
2. Развитие связной речи.
Теория. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Составлять рассказы по картинке.
Практика.Пересказы художественных произведений. Беседы по содержанию. Творческие рассказы по предложенной теме, придумывания предложений и завершения рассказа, составление рассказа по плану, на самостоятельно выбранную тематику, составление рассказа по картинке, по серии картинок. Формирование объяснительной речи. Творческие рассказы по предложенной теме, придумывания продолжения и окончания рассказа, составление рассказа по плану воспитателя
на самостоятельно избранную тематику, составление рассказа по картинке,
по серии картинок. Формирование объяснительной речи.
3. Лексическая работа
Теория. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Активизация и употребление в речи слов различных грамматических категорий, в том числе предлогов и союзов. Продолжать работу по подбор: эпитетов, обстоятельств, дополнений, изменений слов в зависимости от степени и оттенка качества или действия, которое они обозначают (маленький, меньше, малюсенький, рисует, подрисовывает, дорисовывает), изменение глаголов по времени с установлением общего и отличного в данные действиях: рисует, рисовал, нарисовал, будет рисовать;.
Практика. Образование слов с новым значением (на наглядной основе, по картинкам) путем постановки и ответа по вопросы: что это? где его хранят? что с ним делают? Подвести к Подвести к пониманию того, что эти слова "родственные" (однокоренные): "чай - чашки, чайник, чайный сервиз", "соль - солить, солонки, соленый";подбор слов - антонимов и синонимов к существительным . Работа над предложением: составление предложений по демонстрации действий и предметов; составление предложения по отдельным картинкам, по опорным словам, распространению предложения по вопросам с определением количества слов в предложении без выделения предлогов и союзов.
4. Развитие звуковой культуры речи
Теория. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. выделение гласного в начале слова; выделение согласного в конце слова; выделение согласного в начале слова; выделение гласного в середине слова; выделение гласного в конце слова;
полный звуковой анализ слов типа "мак", "жук", "сыр", "дом" придумывание слов на заданный звук с определением его места в слове (слово начинается па этот звук, звук находится в середине слова, в конце слова).
Практика. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Ориентировки в слоговой структуре слова: разделение слов на слоги с различной слоговой структурой в том числе слов со стечением согласных звуков
5. Развитие фонематического слуха
Теория. Учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Практика. ). Понимать смысл и значение каждого звука в слове; выделять согласные и гласны звуки. Игра « Найди звук» Познакомить с ударением, различение слов, которые очень близки по звучанию. 6.Обучение звуко-слоговому анализу
Теория. Схема слова. Составление слов из звуков и слогов. Образование слов с новым значением (на наглядной основе, по картинкам) путем постановки и ответа по вопросы: что это? где его хранят? что с ним делают? Подвести к пониманию того, что эти слова "родственные" (однокоренные): "чай - чашки, чайник, чайный сервиз", "соль - солить, солонки, соленый";
Практика. Изменение слов путём замены одной буквы на другую, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов. Звуковой анализ слогов и слов.
7.Развитие мелкой моторики руки
Теория Запись слов печатными буквами.
Практика. Ориентировка на листе бумаги, пропись печатными буквами слогов и слов, графические изображения. Пальчиковая гимнастика.
8.. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Читать по слогам.
Учебный план
Информатика
6 лет
Цель: Формировать предпосылки учебной деятельности выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью.
Задачи:Уметь аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Таблица7
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Свойства, признаки и составные части предметов
7
3
4
3
Действия предметов
8
2
6
4
Элементы логики
11
4
7
5
Развитие творческого воображения
8
3
5
6
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
36
13
23
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
2. Свойства, признаки и составные части предметов
Теория. Повторение «Признак предмета» Повторение понятия функция Сравнение объектов. Отличия «Часть-целое» Свойства предметов.
Практика. Разбиение множества на подмножества Выделение подгруппы в группы. «Всезнайки» - викторина по пройдённому материалу Множество предметов, обладающих указанных свойств. Целое и часть. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
3.Действия предметов
Теория. Упорядочение серии предметов по разным признакам. Последовательность событий Разбиение действий на этапы Знакомство с понятием алгоритм Подготовка к введению понятия «Алгоритм» «Условный знак»
Практика. Последовательность действий Графические задания. Последовательность действий и состояний в природе. Кодирование действий условными знаками
4. Элементы логики
Теория. Формирование понятия «Логическая операция «И». Подготовка к введению понятия «Истинна» и «Лож». Повторение понятия «Отрицание» Расстановки и перестановки. Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков. Логические задачки. Магический квадрат. Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша. Палочки головоломки, Колумбовое яйцо Истинные и ложные высказывания.
Практика. Графический диктант. Ориентировка на листе в клетку. Математические загадки .Решение логических задач. Ребусы Задания на развитие пространственного мышления. Лабиринты. Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции. Отрицания (слова и фразы «наоборот»)
5. Развитие творческого воображения
Теория. Задачи на смекалку. Составление предметов из геометрических фигур. Составление простых задач. Составление предметов из палочек.
Практика. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Волшебные ниточки, Волшебные кляксы«Сказка – рассказ»,«Разныесказки»,«Придумай и свой конец сказки».
6.Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
находить закономерность по признаку;
сопоставлять части и целое предметов и действий;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
Учебный план по ОСОМ 6 летки
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека.
Задачи: способствовать расширению представлений о представителях животного и растительного мира, о явлениях природы, о предметах материальной культуры; обогащать и расширять знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе, здоровью (собственному и окружающих людей). Создавать условия для формирования навыков общения, активации и обогащения словарного запаса, расширению кругозора.
Таблица 8
№ п/п
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2.
Человек
8
4
4
3.
Космос. Земля.
9
5
4
4.
Животный мир.
6
4
2
5.
Растительный мир.
6
4
2
6.
Народы страны.
5
3
2
7.
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
36
21
15
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория. Беседа о правилах поведения в ДДТ, ПТБ
Практика. Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.
2. Человек
Теория. Строение человека. Органы чувств. Органы чувств. Здоровый организм: береги себя. Профессии Транспорт. Виды транспорта. Повторение: «День всезнайки».
Практика. Здоровый организм: береги себя. Строение человека.Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
3.Космос земля.
Теория. Звёзды. Солнце. Планеты..Что такое космос. Солнечная система. Евразия. Африка. Северная и Южная Америка Австралия Антарктида
Практика. Солнечная система. Смена времен года. Планеты, звёзды .Континенты. Моря и океаны.
4. Животный мир.
Теория. Млекопитающие. Домашние и дикие животные. Виды водоемов и их обитатели. Рыбы. Виды рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Виды птиц Насекомые. Виды насекомых...
Практика.. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Дать представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов.
5. Растительный мир.
Теория. Деревья и кустарники. Живая и неживая природа. Трава, цветы, мхи, лишайники (лекарственные и ядовитые представители растительного мира). Фрукты и овощи Грибное царство (Съедобные и ядовитые представители). Повторение: «Лесная тропинка».
Практика. Уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
6. Народы страны.
Теория. Народы и страны. Города и сёла. Наша родина – Россия! Мой родной край. Повторение «Мы и наша планета». «Широка страна моя родная»
Практика. Составление рассказов. Наша родина – Россия. Мой родной край.
7. Итоговое занятие
Планируемые результаты
Предполагается, что обучающиеся будут уметь.
Знать строения человека; Планеты и звёзды.
Млекопитающих, земноводных и пресмыкающиеся, рыб.
деревьях, кустарники, травянистые растения. Знать название родного города, края страны, ее главного города, президента
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной (общеобразовательной) программе
№ п/п
Дидактические материалы
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.
Аудиозапись, картинки, схемы.
Доска, компьютер.
Опрос
Цифры, счетные палочки ,пеналы. Тетради.
2.
Карандаши, презентация, сюжетные и предметные картинки
Доска, компьютер, проектор.
Викторина, философский стол (коллективный поиск социального значения и личностного смысла явлений жизни)
Глобус ,карта, Плакаты, Символы России, Алтайского края и города Бийска,
Природные зоны ,Семь чудес света и т.д.
Доска, компьютер, проектор
Шаблоны
раздаточный материал,
иллюстрации
бумага разной фактуры клей, ножницы,
Доска, компьютер, проектор
Картинки, карандаши, карточки для графического диктанта.
Доска, компьютер, проектор
Дидактический материал к викторине
Доска, компьютер, проектор
картинки,
Доска, компьютер, проектор
Карточки для проведения пальчиковых игр: Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания», Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников», Пальчиковые игры по теме: «Дружба», Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы», Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы», Пальчиковые игры по теме: «Мамин день», Пальчиковые игры по теме: «Обувь».
Карточки-задания: Соедините рисунки с правого столбца с рисунками левого столбика, которые подходят друг другу по смыслу, В каждом прямоугольнике найдите и обведите лишнее. Остальные рисунки раскрасьте по своему усмотрению, Подумайте и дорисуйте в каждом ряду пропущенные символы, Раскрась узор по заданному образцу, штриховки по образцу, продолжи узор по образцу.
Блоки Дьенеша, картинки с заданиями. Д/и: Игра с двумя обручами, «Цепочка», Игра - Сказка «В царстве блоков», Дидактическая игра «Космический корабль», Подвижная игра «Кошки-мышки», Дидактическая игра «Найди меня», Дидактическая игра «Улитка», Дидактическая игра «Домино» и др.
Палочки Кюизинера, картинки с заданиями. Игры: Игра «Числа 1 и 2», Игра «Число 3», Игра «Число 4», Игра «Число 5», Игра «Дачный поселок», Игра «Дорога к дому», Игра «Дети нашего двора», Игра «Слоненок», Игра «Море волнуется», Игра «Сделай фигуру», Игра «Печенье», Игра «Книги на полке», Игра «Журавушка», Игра «Изменение конструкции дома», Игра «Мастерим стул», Игра «Выставка собак», Игра «Телевизор» и др.
Карточки для проведения пальчиковых игр: Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания», Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников», Пальчиковые игры по теме: «Дружба», Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы», Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы», Пальчиковые игры по теме: «Мамин день», Пальчиковые игры по теме: «Обувь».
Карточки-задания: Соедините рисунки с правого столбца с рисунками левого столбика, которые подходят друг другу по смыслу, В каждом прямоугольнике найдите и обведите лишнее. Остальные рисунки раскрасьте по своему усмотрению, Подумайте и дорисуйте в каждом ряду пропущенные символы, Раскрась узор по заданному образцу, штриховки по образцу, продолжи узор по образцу.
Блоки Дьенеша, картинки с заданиями. Д/и: Игра с двумя обручами, «Цепочка», Игра - Сказка «В царстве блоков», Дидактическая игра «Космический корабль», Подвижная игра «Кошки-мышки», Дидактическая игра «Найди меня», Дидактическая игра «Улитка», Дидактическая игра «Домино» и др.
Палочки Кюизинера, картинки с заданиями. Игры: Игра «Числа 1 и 2», Игра «Число 3», Игра «Число 4», Игра «Число 5», Игра «Дачный поселок», Игра «Дорога к дому», Игра «Дети нашего двора», Игра «Слоненок», Игра «Море волнуется», Игра «Сделай фигуру», Игра «Печенье», Игра «Книги на полке», Игра «Журавушка», Игра «Изменение конструкции дома», Игра «Мастерим стул», Игра «Выставка собак», Игра «Телевизор» и др.
Карточки для проведения пальчиковых игр: Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания», Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников», Пальчиковые игры по теме: «Дружба», Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы», Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы», Пальчиковые игры по теме: «Мамин день», Пальчиковые игры по теме: «Обувь».
Карточки-задания: Соедините рисунки с правого столбца с рисунками левого столбика, которые подходят друг другу по смыслу, В каждом прямоугольнике найдите и обведите лишнее. Остальные рисунки раскрасьте по своему усмотрению, Подумайте и дорисуйте в каждом ряду пропущенные символы, Раскрась узор по заданному образцу, штриховки по образцу, продолжи узор по образцу.
Блоки Дьенеша, картинки с заданиями. Д/и: Игра с двумя обручами, «Цепочка», Игра - Сказка «В царстве блоков», Дидактическая игра «Космический корабль», Подвижная игра «Кошки-мышки», Дидактическая игра «Найди меня», Дидактическая игра «Улитка», Дидактическая игра «Домино» и др.
Палочки Кюизинера, картинки с заданиями. Игры: Игра «Числа 1 и 2», Игра «Число 3», Игра «Число 4», Игра «Число 5», Игра «Дачный поселок», Игра «Дорога к дому», Игра «Дети нашего двора», Игра «Слоненок», Игра «Море волнуется», Игра «Сделай фигуру», Игра «Печенье», Игра «Книги на полке», Игра «Журавушка», Игра «Изменение конструкции дома», Игра «Мастерим стул», Игра «Выставка собак», Игра «Телевизор» и др.
Карточки для проведения пальчиковых игр: Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания», Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников», Пальчиковые игры по теме: «Дружба», Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы», Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы», Пальчиковые игры по теме: «Мамин день», Пальчиковые игры по теме: «Обувь».
Карточки-задания: Соедините рисунки с правого столбца с рисунками левого столбика, которые подходят друг другу по смыслу, В каждом прямоугольнике найдите и обведите лишнее. Остальные рисунки раскрасьте по своему усмотрению, Подумайте и дорисуйте в каждом ряду пропущенные символы, Раскрась узор по заданному образцу, штриховки по образцу, продолжи узор по образцу.
Блоки Дьенеша, картинки с заданиями. Д/и: Игра с двумя обручами, «Цепочка», Игра - Сказка «В царстве блоков», Дидактическая игра «Космический корабль», Подвижная игра «Кошки-мышки», Дидактическая игра «Найди меня», Дидактическая игра «Улитка», Дидактическая игра «Домино» и др.
Ноутбук, проектор, карточки.
Карточки для проведения пальчиковых игр: Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания», Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников», Пальчиковые игры по теме: «Дружба», Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы», Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы», Пальчиковые игры по теме: «Мамин день», Пальчиковые игры по теме: «Обувь».
Ноутбук, файлы с записями музыкального сопровождения, картинки с движениями
Игра- путешествие
Тестирование
Планируемые результаты
1.Формирование определённого круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
2. Развитие эмоционально-волевую, познавательную, двигательную сферы, развивать позитивные качества личности каждого ребенка.
3.Формирование оптимистического отношения детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется на базе МБУДО «Дом детского творчества», где имеется необходимая стабильная материально-техническая база. Занятия проходят в специально отведённых кабинетах. Помещения светлые, чистые, соответствующие всем требованиям безопасности, санитарии.
Для проведения занятий имеется оборудование: столы и стулья, соответствующие росту ребёнка, доска магнитная. Средства обучения включают учебно-справочную литературу, учебные печатные, аудио- и видеоматериалы.
Литература
1.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева , Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке 5-6 лет./ Р.Н.Бунеев,// М,: Баласс, 2014.- 64 с.
2.А.А.Вахрушев , Е.Е . Кочемасова Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей , учителей и родителей. /А.А.Вахрушев// М,: Баласс, 2013.- 496 с.
3. А.А. Вахрушев , Е.Е . Кочемасова, Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ А.А. Вахрушев// М,: Баласс, 2012.- 80 с
4.А.В.Горячев, Н.В.Ключ . Всё по полочкам. Информатика для дошкольников 5-6 лет. /А.В.Горячев// М,: Баласс, 2014.- 64 с.
5. А.В.Горячев, Н.В.Ключ . Всё по полочкам. Методические рекомендации./ А.В.Горячев// М,: Баласс, 2013 - 64 с.
6.Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке : Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей / Т.Р. Кислова// М,: Баласс, 2014,-192 с.
7. Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке : Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей / Т.Р. Кислова// М,: Баласс, 2013,-208 с.
8. Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке : Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников / Т.Р. Кислова// М,: Баласс, 2011,- 96 с.
9.О.А Куревина Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. / О.А Куревина //М,: Баласс, 2004,- 416 с.
10. И.В. Маслова Наглядное пособие для дошкольников / И.В. Маслова // М,: Баласс, 2012- 64 с.
11.Л.А. Парамонова Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/ Л.А. Парамонова //М ,:ОЛМА Медиа Групп, 2015.-752 с.
12. Л.А. Парамонова Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Л.А. Парамонова М ,:ОЛМА Медиа Групп, 2015.- 944 с.
13.Л.Г. Петерсон , Е.Е. Кочемасова. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон / Л.Г. Петерсон // М,: Ювента, 2014-208 с.
14. Л.Г. Петерсон , Е.Е. Кочемасова. Раз – ступенька , два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. /Л.Г. Петерсон // М,: Ювента, 2016 – 256 с.
15.О.С. Ушакова Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации./ О.С. Ушакова// М,: Вентана Граф 2008- 272 с.
16. О.С. Ушакова Развитие речи детей 6—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации./ О.С. Ушакова// М,: Вентана Граф 2009- 288 с.
17.О.В. Чиндилова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественною литературу / О.В. Чиндилова // М,: Баласс, 2012- 96 с.