«Активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности детей»
«Активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности детей»
Как говорят логопеды, в пять лет ребенок должен говорить также как мы – взрослые. Всегда ли так происходит? К сожалению, нет. А между тем речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая детей родной речи, взрослый одновременно развивает его интеллект и высшие эмоции.
Чтобы речь ребенка развивалась, он должен говорить. Поэтому активизация речи детей занимает умы не только педагогов, но и родителей. Как это сделать?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности детей»»
Консультация для родителей:
«Активизация речи детей посредством театрализованной деятельности детей»
Как говорят логопеды, в пять лет ребенок должен говорить также как мы – взрослые. Всегда ли так происходит? К сожалению, нет. А между тем речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая детей родной речи, взрослый одновременно развивает его интеллект и высшие эмоции.
Чтобы речь ребенка развивалась, он должен говорить. Поэтому активизация речи детей занимает умы не только педагогов, но и родителей. Как это сделать?
Играйте с детьми в театр!
Ничто так не обогащает речь, как личный сенсорный опыт. Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать такую искусственную речевую среду, которая, в отличие от естественной, имеет высокий развивающий потенциал и не перегружает малыша.
Это очень важно для маленьких детей, ничего подчас не умеющих, кроме как искренне заражаться тем, что безмерно весело, или безмерно грустно, или просто страшно, или красиво, но никак не скучно, однообразно, нудно, «как надо», «как следует», «как всегда».
Отбор материала для театральной деятельности обусловлен в основном возрастными особенностями детей. Здесь важно, чтобы дети слышали и усваивали прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.
Театрализованные игры
Они бывают:
ролевые (драматизации),
режиссерские.
В играх-драматизациях малыш исполняет роль «артиста», самостоятельно создавая образ с помощью речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) средств. То есть происходит комплексная активизация речи.
лексические (объем активного словаря, использование слов в переносном значении, синонимов, сравнения, эпитетов, метафор),
синтаксические (свободный порядок слов, многосоюзие, риторические вопросы и др.)
Невербальные средства: мимика, движение, жесты, поза. Они внешне эмоционально оформляют высказывание, дополняют речевую (вербальную) выразительность и обеспечивают точность интерпретации сообщения.
В режиссерских играх в роли артистов выступают игрушки либо их заменители, а сам ребенок — сценарист и режиссер. Он организует деятельность, «озвучивает» героев и комментирует сюжет. Здесь,также используются разные средства речевой выразительности.
Виды драматизаций:
Игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
Ролевой диалог на основе фрагмента текста;
Инсценирование отрывка или целого произведения;
Спектакль по одному или нескольким произведениям;
Игра-импровизация (разыгрывается сюжет, соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки).
Виды режиссерских игр:
Настольный плоскостной и объемный театр;
Театр игрушек и картинок;
Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и др.)
Освоение разных видов театрализованной игры приводит к становлению у детей игры-фантазирования. Она тесно связана с импровизационным рассказыванием фольклорных текстов.
Выполняйте упражнения
Кроме этого для специальной работы над речью в процессе театрализованной деятельности можно использовать отдельные упражнения и их комплексы. Это тоже хорошая активизация речи.
№
Задачи
Содержание работы
1
Тренировка артикуля-ционных органов
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
2
Воспитание речевого дыхания
Упражнения на развитие глубины, высоты, частоты, близости дыхания
скажи радостно, печально, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т.д., разучивание стихов с использованием предыдущего.
4
Модулирование голоса по темпу речи
Упражнение «быстро – медленно»
5
Отработка законченной интонации
Упражнения:
Усвоение повествовательной и вопросительной интонаций, паузирование текста
6
Отработка интонации смысловых отрезков предложения
Упражнения на освоение основных видов незаконченной интонации: перечисления, звательности (обращения), обособления, предупреждения, противопоставления.
Лексические и синтаксические средства
1
Отработка качеств предметов
Упражнения на соотнесение слова и ощущения
2
Отработка действий предметов
Упражнения на соотнесение слова и действия
3
Синонимы – антонимы
Упражнения на усвоение
синонимов, противопоставляемых по эмоциональной окраске (спать, почивать, дрыхнуть),