Просмотр содержимого документа
«Активизация умственной деятельности в процессе ознакомления с окружающим миром.»
Экологическое воспитание
Сидорова Т.Н.,
воспитатель МДОБУ
«Детский сад №30 «Росинка»
комбинированного вида»
Г. Минусинск, Красноярский край
Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации. Вместе с тем массовое движение за чистоту окружающей среды привело к некоторой девальвации понятия «экология».
Обратимся к словарю: экология – гр. «экос»- дом, жилище, Родина; «логос»- учение. Иначе говоря, экология – наука о доме- Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание»
Сегодня наш общий «дом» в опасности. Страшная катастрофа в Чернобыле, а последствия ее сказываются до сих пор. Более того, появляются новые зоны экологического бедствия. В земле, в воде, в воздухе обнаруживают токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, исчезают ручьи, даже реки, идет варварское уничтожение золотого запаса жизни- гепофонда редких животных.
Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек.
Наша задача – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по- хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Уже несколько лет я работаю в системе дошкольного образования, в области экологического воспитания по теме: «Активизация умственной деятельности в процессе ознакомления с окружающим». Основная цель моей работы: воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Свою работу выстраиваю по трем блокам, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке выделены обучающие и воспитывающие компоненты.
Первый блок –«Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их .
Во втором блоке, знакомлю детей с животными и растениями. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между изменениями в растительном и животном мире, зависящие от состояния температуры воздуха, среды обитания.
В третьем блоке «Вода, воздух, почва, солнце» знакомлю детей с миром природы, как целостной взаимосвязанной системе, для нормального существования, которой нужны все ее знания, независимо от того, вредны они или полезны человеку, о необходимости биологического равновесия в природе.
В работе с детьми использую методы эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: систематические наблюдения и их фиксация в календаре; труд в уголке природы и на участке детского сада; игры экологического содержания; беседы; чтение художественной литературы (произведения К.Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н.Сладкого). На целевых прогулках, занятиях подвожу детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания.
Для закрепления полученных знаний использую словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Играя с детьми в игру «Меню для птиц», цель которой уточнить представления о том, чем питаются пернатые, научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие: называю птицу (лесную, водоплавающую или домашнюю), а дети подбирают картинки, рисуют схемы, чем она питается и где можно найти этот корм. В группе создан исследовательский уголок, где с детьми проводим исследовательские опыты. Специально организованные опытнические ситуации, в отличии от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны особенностей растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Дети проявляют интерес к сведениям о мироздании: они охотно включаются в наблюдение за небом, с интересом участвуют в занятии с глобусом и другими моделями, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают свои впечатления о вселенной в рисунках.
В своей работе использую технологию социо- игрового сотрудничества. Включаю всевозможные игры: «Человек к человеку», «Земля, вода, воздух, огонь», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Разведчики», «Летает, не летает», «Стулья», «Японская машинка», «Капельки». В игре дети учатся свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умению следить за ходом общего разговора и общего дела, учатся оказывать друг другу помощь и принимать ее когда это нужно.
К подготовительной группе у детей сформированы начальные знания экологической культуры, базисным компонентом личности, что в дальнейшем позволит им, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, которая обеспечит его выживание и развитие. Ориентируясь на общегумманистические ценности, уделяю большое внимание личностному развитию ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры- базисные человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самой- это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Список литературы.
1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 2001г.
2. Горбань Л. «Народный календарь». М., 1990г.
3. Дыбика О. «Неизведанное рядом». М., 2001г.
4. Идом Х. и др. «Домашняя лаборатория» М., 1998г.
5. Молодова Л. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников». Минск, 1999г.
6. Макевцева Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт- Петербург, 1998г.
7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».М., 1995г.