слайды | Выступление заведующего МБДОУ детский сад №14 с.Улькунды Дуванского района Республики Башкортостан |
1 слайд | Добрый день дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас на РМО воспитателей по теме « Современные технологии формирования экологических знаний у дошкольников с учетом ФГОС ДО» |
2-6 слайд | На фоне музыки Вивальди «Времена года»
Земли, живущие народы – Все мы от матери - природы. Её беречь – наша задача, И пусть поможет нам удача. Повсюду чтоб цвели цветы, И исполнялись все мечты. И чтоб во все наши года, Природу берегли всегда. Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом селе, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется планетой.
|
7-9 слайд | Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к этому огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания. От него зависит, в какой мере у ребенка сформированы: экологическое сознание. |
10 слайд | В Статье 29 «Конвенции о правах ребенка». подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости. воспитание уважения к окружающей природе. В одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах ». Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом. |
11 слайд | Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач: 1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы; 2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности; 3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности); 4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными. |
12 -13слайд | Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование . Все это обеспечивает целостность образовательного процесса Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым, экологом Барри Коммонером: - все связано со всем; - всё куда-нибудь девается; -всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром); - природа знает лучше. Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. |
14 слайд | Например, как это выглядит на практике в детском саду? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.д. |
15 -18слайд | Поэтому особенностью организации работы является интеграция образовательных областей и активизация детей в различных видах деятельности. Работа ДОО строится по принципу комплексно-тематического планирования и предполагает использование разнообразных форм работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, проведение экологических викторин, интерактивных игр «Что? Где? Когда?», «КВН», олимпиад, природоохранные акции, практическая деятельность в природе. Это и наблюдение с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик, лисичка» и др.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. |
19 слайд | Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных современной технологией экологического образования Современные технологии экологического воспитания обеспечивают всестороннее развитие ребенка «попробуем вместе перечислить» (Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания (Л. М. Маневцова). Детское экспериментирование — это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков). Опыт — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. Также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей. Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников. В чем ее основные особенности? Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Экологические игры бывают: ролевые; дидактические; имитационные; соревновательные; игры-путешествия. |
22-24слайд | Знакомство детей с татарским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. В татарских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать с целевой экологической направленностью. Например, на весеннем фольклорном празднике «Науруз» мы просим дождя, чтобы быстрее растаял снег, позеленела трава, деревья. А на празднике “Карга боткасы” дети должны собирать крупу и сварить кашу. Когда готовимся к этому празднику мы объясняем детям, откуда берется зерно. Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе. В нашем детском саду проводятся следующие праздники: «Сабантуй», «Аулак эй», «Карга боткасы». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках татарского народа, жизнь которого была тесно связана с природой. В сферу детского татарского чтения включают произведения, татарских писателей А.Алиш, Г.Тукай, М.Джалиль, Ш.Галиев, Р.Миннуллин и т.д. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. » Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Для детей: стихи «Сәгать», «Яз көне», «Чишмә», «Уңыш бәйрәмендә», «Мой пёс», «Кукушка», «Храбрый заяц», «Кызыма», «Кызыл ромашка» Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического и экологического восприятия мира. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир Например, стихотворения «Золотые листья», «Зима», «Дождик идёт» Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. |
25 -27слайд | Также воспитатели не забывают чтение произведений наших отечественных писателей. |
28слайд | Овладеть технологиями экологического образования — задача каждого педагога. Очевидно, что все это требует всесторонней подготовки воспитателя, изучения таких предметов, как философия, экология, психология, педагогика, анатомия и физиология, а также других предметов естественного и гуманитарного цикла. |
29 слайд | Результаты: Дети овладеют прочными экологическими знаниями. При последовательности и систематичности процесса обучения у дошкольников сформируются основы экологической культуры. Значительно улучшиться показатели по развитию речи –Дети научаться свободно строить предложения, отвечать на вопросы, значительно обогатиться словарь. Дошкольники проявят любознательность, интерес ко всем явлениям природы, желание быть полезными и нужными для тех, кто в этом нуждается, проявляя свои лучшие нравственные качества. У детей сформируется стойкий интерес, стремление участвовать в практической деятельности экологического направления в будущем. Владеют различными навыками рисования, лепки, аппликации; Имеют представления о родной стране, о государственных и народных праздниках; У детей сформируются представления о математических понятиях; |
30-32 слайд | Заключение. Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об эффективном развитии экологической культуры личности путём современной технологии к выбору форм, методов экологического воспитания, подтверждена. задача современной технологии экологического образования — формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. |
итог 33,34 слайд 35 слайд когда отвечают на вопросы | Подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков» Перед вами зеленые папочки представьте что это просторная зеленая поляна и на вашей полянке появяться цветочки маки
Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат.
• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе. • Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ. • Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников. • Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию. • Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети. • На вашем участке имеются кормушки. • Вы с детьми летом собирали корм для птиц. • На вашем участке есть скворечник. • Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним. • В группе есть библиотечка книг о природе. • Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому. • В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.
Посмотрите, на вашу зеленую полянку: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как красные цветы на зелёной полянке.
Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей работе. |
Бала белен кубалек | Хотелось бы всем нам пожелать здоровья и здоровых красивых детей, которые с радостью посещают наши детские сады. И чтобы наши дети могли видеть красоту природы, общались с животным миром, не исчезали насекомые, дышали свежим воздухом, ведь наши дети наше будущее! Как раз об этом говорил наш поэт Г.Тукай « Бала белен кубалек» Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным. 36 слайд. Спасибо за внимание! |