kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Актуальные вопросы экологического образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст выступает первым звеном экологического образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Актуальные вопросы экологического образования"»

слайды

Выступление заведующего МБДОУ детский сад №14 с.Улькунды Дуванского района Республики Башкортостан

1 слайд

Добрый день дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас на РМО воспитателей по теме « Современные технологии формирования экологических знаний у дошкольников с учетом ФГОС ДО»


2-6 слайд

На фоне музыки Вивальди «Времена года» 

Земли, живущие народы – 
Все мы от матери - природы. 
Её беречь – наша задача, 
И пусть поможет нам удача. 
Повсюду чтоб цвели цветы, 
И исполнялись все мечты. 
И чтоб во все наши года, 
Природу берегли всегда.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом селе, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется планетой.

7-9 слайд

Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологи­ческого образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к этому огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания. От него зависит, в какой мере у ребенка сформированы: экологическое сознание.


10 слайд

В Статье 29 «Конвенции о правах ребенка».

  1. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости.

  2. воспитание уважения к окружающей природе.

В одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах ».

Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом.


11 слайд

Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач:

1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы;

2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности;

3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание  ответственности);

4.Развитие практических  умений и навыков по уходу за растениями и животными.


12 -13слайд

Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование . Все это обеспечивает целостность образовательного процесса

Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым, экологом Барри Коммонером:

- все связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

-всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);

- природа знает лучше.

Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.

14 слайд

Например, как это выглядит на практике в детском саду? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.д.


15 -18слайд

Поэтому особенностью организации работы является интеграция образовательных областей и активизация детей в различных видах деятельности. Работа ДОО строится по принципу комплексно-тематического планирования и предполагает использование разнообразных форм работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, проведение экологических викторин, интерактивных игр «Что? Где? Когда?», «КВН», олимпиад, природоохранные акции, практическая деятельность в природе.

Это и наблюдение с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик, лисичка» и др.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.


19 слайд

Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных современной технологией экологического образования Современные технологии экологического воспитания обеспечивают всестороннее развитие ребенка «попробуем вместе перечислить»

(Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания (Л. М. Маневцова).

Детское экспериментирование — это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков).

Опыт — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей.

  • В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочноисследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта

  • Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. Также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации.

  • Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.

  • Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников. В чем ее основные особенности?

Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;

  • дидактические;

  • имитационные;

  • соревновательные;

  • игры-путешествия.


22-24слайд

Знакомство детей с татарским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.

В татарских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать с целевой экологической направленностью. Например, на весеннем фольклорном празднике «Науруз» мы просим дождя, чтобы быстрее растаял снег, позеленела трава, деревья.

А на празднике “Карга боткасы” дети должны собирать крупу и сварить кашу. Когда готовимся к этому празднику мы объясняем детям, откуда берется зерно.

Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.

В нашем детском саду проводятся следующие праздники: «Сабантуй», «Аулак эй», «Карга боткасы». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках татарского народа, жизнь которого была тесно связана с природой.

В сферу детского татарского  чтения включают произведения, татарских писателей А.Алиш, Г.Тукай, М.Джалиль, Ш.Галиев, Р.Миннуллин и т.д.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

» Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Для детей: стихи «Сәгать», «Яз көне», «Чишмә», «Уңыш бәйрәмендә», «Мой пёс», «Кукушка», «Храбрый заяц», «Кызыма», «Кызыл ромашка» 

Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического и экологического восприятия мира. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир Например, стихотворения «Золотые листья», «Зима», «Дождик идёт» Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.



25 -27слайд

Также воспитатели не забывают чтение произведений наших отечественных писателей.


28слайд

Овладеть технологиями экологического образования — задача каждого педагога. Очевидно, что все это требует всесторонней подготовки воспитателя, изучения таких предметов, как философия, экология, психология, педагогика, анатомия и физиология, а также других предметов естественного и гуманитарного цикла.


29 слайд

Результаты:

  • Дети овладеют прочными экологическими знаниями. При последовательности и систематичности процесса обучения у дошкольников сформируются основы экологической культуры.

  • Значительно улучшиться показатели по развитию речи –Дети научаться свободно строить предложения, отвечать на вопросы, значительно обогатиться словарь.

  • Дошкольники проявят любознательность, интерес ко всем явлениям природы, желание быть полезными и нужными для тех, кто в этом нуждается, проявляя свои лучшие нравственные качества.

  • У детей сформируется стойкий интерес, стремление участвовать в практической деятельности экологического направления в будущем.

  • Владеют различными навыками рисования, лепки, аппликации;

  •  Имеют представления о родной стране, о государственных и народных праздниках;

  • У детей сформируются представления о математических понятиях;


30-32 слайд

Заключение. Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об эффективном развитии экологической культуры личности путём современной технологии к выбору форм, методов экологического воспитания, подтверждена. задача современной технологии экологического образования — формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними.




итог


33,34 слайд






35 слайд когда отвечают на вопросы



Подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков» Перед вами зеленые папочки представьте что это просторная зеленая поляна и на вашей полянке появяться цветочки маки

Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат.

• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
• На вашем участке имеются кормушки.
• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.
• На вашем участке есть скворечник.
• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
• В группе есть библиотечка книг о природе.
• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.
• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

Посмотрите, на вашу зеленую полянку: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как красные цветы на зелёной полянке.

Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей работе.


Бала белен кубалек

Хотелось бы всем нам пожелать здоровья и здоровых красивых детей, которые с радостью посещают наши детские сады. И чтобы наши дети могли видеть красоту природы, общались с животным миром, не исчезали насекомые, дышали свежим воздухом, ведь наши дети наше будущее! Как раз об этом говорил наш поэт Г.Тукай « Бала белен кубалек»

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным.

36 слайд. Спасибо за внимание!





Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из современных технологий экологического образования, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность. Слово предоставляется музыкальному руководителю Г.Г.Ф.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Актуальные вопросы экологического образования"

Автор: Нусратуллина Марина Радиковна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Актуальные вопросы экологического образования в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(57) "aktual_nyie_voprosy_ekologhichieskogho_obrazovaniia_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "441872"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512301039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере школы № 9  г. Надыма»: проблема – пути ее решения. "
    ["seo_title"] => string(160) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-dietiei-v-obrazovatiel-nykh-uchriezhdieniiakh-krainiegho-sieviera-na-primierie-shkoly-9-gh-nadyma-probliema-puti-ieie-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154337"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421151260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Воспитание любви к природе "
    ["seo_title"] => string(29) "vospitaniie-liubvi-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "232827"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442929238"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Экскурсионная работа как средство экологического и духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках дополнительного образования."
    ["seo_title"] => string(80) "ekskursionnaia_rabota_kak_sriedstvo_ekologhichieskogho_i_dukhovno_nravstviennogh"
    ["file_id"] => string(6) "446581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514220608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "«Экологическое воспитание учащихся среднего звена во внеурочной деятельности в соответствии с условиями ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(129) "ekologhichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-usloviiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "129231"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415647987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства