kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные проблемы развития речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы развития речи дошкольников»

Актуальные проблемы развития речи дошкольников.


Речь является великим даром природы, благодаря которому мы получаем широкие возможности общения друг с другом. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Недаром работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении. Ее значимость подтверждается и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Все вышеперечисленные задачи не достигнут своей цели, если не найдут завершения в развитии связной речи. Как гласит народная мудрость: «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».

К сожалению, наблюдения показывают, что в настоящее время многие дети испытывают трудности в речевом развитии. С распространением массового телевидения и электронных носителей читать дошкольникам стали значительно меньше. Все больше мы видим ребенка, сидящего у телевизора или у компьютера. Смотреть зрелище, конечно, легче и интереснее.

Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают и такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных фильмов и мультфильмов.

Бесспорно, все эти факторы не могут не отразиться на уровне речевого развития дошкольников.

Данная проблема привлекает внимание известных исследователей разных специальностей. Они отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, проводить образовательную деятельность, чтение художественной литературы и сказок, раскрывающие перед детьми меткость и выразительность языка, показывающие богатство родной речи юмором, живыми и образными выражениями. Необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из них дошкольники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Таким образом, задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка с целью устранения многих проблем к моменту поступления в школу.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

– достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– дошкольник задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.

Следовательно, у ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: дошкольник не только задает вопросы сам, но и отвечает на поставленные вопросы взрослого, охотно рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Она характеризуется наличием четырех основных групп связей:

- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

- функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

- психологических - отнесенность речи к сферам общения;

- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

Речь считается связной, если в ней имеется:

- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей); - ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Однако воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Воспитателю необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

На мой взгляд, не менее важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей, чем систематическая работа педагогов по развитию речи с воспитанниками, является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно пополняется, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых. Без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. Наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуальные проблемы развития речи дошкольников

Автор: Спивак Ирина Александровна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(99) "piedsoviet-osobiennosti-sovriemiennykh-form-mietodov-raboty-v-dou-po-razvitiiu-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "291090"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455071500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Курсовая работа "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_"
    ["file_id"] => string(6) "472804"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528564489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Работа по развитию речи детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabota-po-razvitiiu-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "189212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426841932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Роль пения на развитие речи дошкольника"
    ["seo_title"] => string(40) "rol_peniia_na_razvitie_rechi_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "544029"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585031252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства