Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы развития речи дошкольников»
Актуальные проблемы развития речи дошкольников.
Речь является великим даром природы, благодаря которому мы получаем широкие возможности общения друг с другом. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Недаром работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении. Ее значимость подтверждается и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Все вышеперечисленные задачи не достигнут своей цели, если не найдут завершения в развитии связной речи. Как гласит народная мудрость: «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».
К сожалению, наблюдения показывают, что в настоящее время многие дети испытывают трудности в речевом развитии. С распространением массового телевидения и электронных носителей читать дошкольникам стали значительно меньше. Все больше мы видим ребенка, сидящего у телевизора или у компьютера. Смотреть зрелище, конечно, легче и интереснее.
Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают и такие явления, как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных фильмов и мультфильмов.
Бесспорно, все эти факторы не могут не отразиться на уровне речевого развития дошкольников.
Данная проблема привлекает внимание известных исследователей разных специальностей. Они отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников.
Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, проводить образовательную деятельность, чтение художественной литературы и сказок, раскрывающие перед детьми меткость и выразительность языка, показывающие богатство родной речи юмором, живыми и образными выражениями. Необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из них дошкольники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Таким образом, задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка с целью устранения многих проблем к моменту поступления в школу.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
– достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– дошкольник задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.
Следовательно, у ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: дошкольник не только задает вопросы сам, но и отвечает на поставленные вопросы взрослого, охотно рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Она характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических - отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.
Речь считается связной, если в ней имеется:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей); - ясность (понятность для окружающих);
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Однако воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Воспитателю необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.
На мой взгляд, не менее важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей, чем систематическая работа педагогов по развитию речи с воспитанниками, является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно пополняется, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых. Без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. Наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.