Просмотр содержимого документа
«Алгоритм педагогических действий по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья»
Алгоритм педагогических действий по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ «Солнышко» - единственное учреждение в Куйбышевском и других близлежащих районах, где осуществляется высококвалифицированная коррекция отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) с нарушением зрения. Часть детей поступают в детский сад по рекомендации детской поликлиники, на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК). Детей с проблемами в развитии определяют также и педагоги ДОУ.
В учреждении разработан следующий алгоритм педагогических действий по выявлению детей с ОВЗ.
В начале каждого учебного года проводится оценка индивидуального развития каждого воспитанника. Педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, учителя - дефектологи, воспитатели, т. е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк), наблюдая за ребенком и используя различные методы диагностики, выявляют детей с проблемами в развитии. Определяют, какие из них с ОВЗ, а какие педагогически запущенные дети.
Хочу развести понятия:
ребёнок с ограниченными возможностями здоровья;
педагогически запущенный ребёнок.
Необходимо чётко их различать.
Визуально или наблюдая за детьми в игровых ситуациях можно определить детей с ОВЗ - это дети, у которых наблюдается нарушения речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. (это дети с физическими и психическими недостатками в развитии).
В отличие от детей с ОВЗ, педагогически запущенный ребенок является нормальным: психически и физически здоровым.
В дошкольном возрасте такие дети конфликтуют со сверстниками, неуспешны в ролевых играх, предпочитают несложные предметные игры. У педагогически запущенных детей наблюдаются отклонения в поведенческой и эмоционально-волевой сфере. Причина в том, что родители не занимаются со своими детьми и не уделяют им достаточного внимания.
Итак, полученные данные педагогической диагностики педагогами на таких детей фиксируются в индивидуальных картах наблюдений детского развития, отражаются в психолого - педагогических характеристиках, предоставляемых председателю ПМПк.
Затем на заседании ПМПк специалистами принимается решение – рекомендовать родителям детей с проблемами в развитии зрения, речи, слуха, интеллекта и др., пройти ПМПК в государственном бюджетном учреждении Новосибирской области – центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областном центре диагностики и консультирования» в целях проведения комплексного обследования и определения статуса «Ребёнок с ОВЗ», определения дальнейшего образовательного маршрута, а также специальных образовательных условий.
Образовательное учреждение собирает пакет необходимых документов для ТПМПК, а родители принимают решение по поводу обращения в ТПМПК, так как это их добровольный выбор. Если они не идут на ТПМПК, то специалисты ПМПк как для детей с отклонениями в развитии, так и для педагогически запущенных детей сами определяют индивидуальный образовательный маршрут (направления и систему коррекционных занятий) для каждого воспитанника.
По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3 мес.) проводится заседание ПМПк, где педагоги, работающие с ребенком, представляют психолого-педагогическую характеристику, отражающую динамику его развития.
При низкой динамике психического развития ребёнка на заседание консилиума приглашаются родители дошкольника (законные представители или лица, их заменяющие), совместно с которыми намечается корректировка его индивидуального образовательного маршрута, уточняются задачи, методические условия, формы и приемы коррекционно - развивающей работы, указываются сроки ее реализации и планируемые результаты.
Сложности воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста во многом связаны с недостаточной психолого-педагогической компетентностью педагогов и родителей (несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий, ресурсов интернета по вопросам развития и воспитания дошкольников с ОВЗ).
Зачастую педагоги дошкольных образовательных организаций просто не обращают внимания на детей с проблемами в развитии и не направляют их на ТПМПК или даже отговаривают родителей перевести ребёнка в учреждение, где он получит специализированную помощь. Не понимая того, что ребёнок с ОВЗ нуждается в специальных педагогических условиях для системного, комплексного, непрерывного обучения, воспитания и коррекции имеющихся у него нарушений в развитии. Что это позволит выравнить стартовые возможности для поступления в школу и как следствие, успешно адаптироваться в школе, дальнейшей жизни.
Поэтому педагогам и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, просто необходима консультативная помощь квалифицированных специалистов.
На базе нашего учреждения с 2014 года функционирует консультативный пункт «Здоровье детей в наших руках» для педагогов и родителей, организованных и неорганизованных детей с ОВЗ с нарушением зрения.
Целью работы консультативного пункта является обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, своевременное выявление детей с ОВЗ.
Также учреждение реализует проект «Виртуальный детский сад». Специалисты ДОУ осуществляют рассылки на электронные адреса родителей наших воспитанников (по их личному запросу) с целью повышения педагогической грамотности и компетентности в вопросах образования детей с ОВЗ.
Показателем профессионально грамотного и квалифицированно организованной системы комплексного медико – психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ является высокая эффективность лечебно – восстановительной работы, которую ежегодно определяет ТПМПК.
Мы считаем, что для успешности образования детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и специальные условия для воспитания и обучения. Это путь, по которому ребёнок будет двигаться к единственной цели – видеть мир во всём его многообразии.