Аналитический отчет по теме «сюжетно - ролевая игра в социально - личностном развитии детей»
Аналитический отчет по теме «сюжетно - ролевая игра в социально - личностном развитии детей»
Данная работа раскрывает методы иприёмы используемые при планировании сюжетно-ролевых игр. Игры способставуют личностно-коммуникативному развитию ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет по теме «сюжетно - ролевая игра в социально - личностном развитии детей»»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ
«СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»
воспитателя МБДОУ « Детский сад №189«Солнышк»
Павельевой Татьяны Леонидовны.
« Ввести ребёнка в сложный мир человеческих
отношений – одна из важнейших задач воспитания
личности ребёнка дошкольного возраста».
В. А. Сухомлинский.
Введение.
Социальное развитие- это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со сверстниками и взрослыми, он учится жить рядом с другими, при этом учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становиться социально компетентным.
Социально- личностное развитие включает в себя несколько разделов:
Закрепление полученных знаний в дошкольном возрасте происходит в игре. Это одно из самых эффективных средств в социально- нравственном развитии детей.Противоречие между тенденцией к самостоятельной деятельности. В некоторой независимости от взрослых и стремлениие к общей со взрослыми жизни разрешается в возникновении ролевой игры. Игра- ведущая деятельность дошкольника. В игре дети берут на себя роли взрослых и, таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения, нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления - что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми, как относиться к своим собственным поступкам.
Как подчёркивал Д. Б. Эльконин, ребёнок, разыгрывая роль шофёра, доктора или парикмахера, не приобретёт каких- либо полезных навыков. Он не научится ни водить машину, ни лечить людей, ни делать причёски. Но то, что он получает в игре, значительно важнее и существеннее для развития и формирования личности ребенка. Главным является введение ребёнка в мир сложных социально- нравственных отношений.Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества. В игре ребёнок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Ведь игра это:
Деятельность ребёнка свободная от принуждения.
Игра
Деятельность ребёнка, которая отвечает его организации.
Деятельность ребёнка, которая не предъявляет требований ребёнку, которых он не выполнил бы.
Деятельность ребёнка, которая требует некоторого напряжения сил, сто связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием.
Таким образом, игра является школой волевых намерений, школой произвольности поступков.
Основными принципами моей работы над данной темой являются: - осознание того, что полноценное развитие ребёнка обеспечивается в процессе игровой деятельности, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;
-соблюдение баланса между игрой и другими видами деятельности.
Актуальность.
В последнее время главной заботой воспитателей и родителей является подготовка детей к школе, и в тоже время она становится основной причиной сворачивания игры. Дошкольники, так и не научившись играть, остаются личностно и социально незрелыми. По данным педагогов- новаторов Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой, с возрастом увеличивается число неиграющих детей. Мои наблюдения за свободной деятельностью детей показывают, что воспитанники мало играют. Чаще всего они демонстрируют отдельные действия: катание машин, складывание кубиков и т. д. Услышав предложение «поиграть», начинают рассматривать книжки, рисовать, берут настольные игры. Это говорит о том, что дети не могут развернуть сюжет, а если и развёртывают его, то игра получается кратковременной, лишена фантазии, самостоятельности. Причиной этого может служить то, что воспитатели изначально предлагают спланированную игру. Поэтому дети, получив готовый сюжет и роль, не хотят играть, а просто выполняют простейшие действия. Поэтому я поставила перед собой
цели:
- Создать условия: для адаптации детей в социуме, активного действия в нём во время проигрывания сюжетно- ролевых игр; для развития общения между детьми в игре.
- Дать детям больше самостоятельности в выборе сюжета.
Задачи:
- Научить детей договариваться о сюжете, согласовывать действия друг с другом, применяя в игре накопленные знания и поступать в соответствии с общим игровым замыслом.
-Развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Работая над темой: «Сюжетно-ролевая игра в социально-личностном развитии детей», я, в первую очередь, создаю условия для возникновения и развертывания игры. Для этого провожу предварительную работу, которая позволяет обогатить детей знаниями, впечатлениями об окружающем мире. Использую такие методы, как наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми, эмоционально- выразительное чтение художественной литературы, беседы, рассказы, показ иллюстраций, фотографий, индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания об явлениях общественной жизни, о моральных принципах, интерактивные игры и упражнения, изготовление атрибутов.
К каждой экскурсии разрабатываю вопросы, заставляющие детей, не просто перечислять то, что видят, а осознавать увиденное. После проведённой экскурсии беседуем, закрепляя и вспоминая характерные черты личности человека той или иной профессии (например, врач добрый, вежливый, строгий; шофёр серьёзный, внимательный).
Неизгладимое впечатление у детей остается от живого общения с людьми различных профессий. Рассказыавя о своей профессии, гости выполняют и практические действия с объяснением детям, например: врач ставит градусник, чтобы измерить температуру и начать лечить больного, парикмахер делает прическу, чтобы сделать человека красивым и т. д.
В психологических исследованиях показано, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям и персонажами литературных произведений. Писатель выделяет наиболее характерные общественные функции людей, показывает отношения между ними, их черты личности, поступки и средствами исскуства даносит их до детей, вызывая у них стремление действовать вместе с этими людьми. Лишь через какой- то промежуток времени ребёнок начинает оценивать себя, свое поведение с точки зрения тех правил и норм, которые усвоил. И затем всё это реализуется в игре.
Во время индивидуальных бесед в основом происходит разбор этических ситуаций, где дети дают правильную оценку героям, например рассматриваем ситуации: «Вместе играть веселее», «Новая игрушка», «Почему огорчилась новенькая?» и др. Такие беседы необходимы для изучения особенностей каждого ребёнка, его интересов, что в дальнейшем может помочь при организации сюжетно- ролеиых игрю
Интерактивные игры («Спичка», «Коршун», «Иголка и нитка» и т. д.) способствуют овладению средствами образной выразительности, развитию коммуникативных навыков, выдержки, доверительного отношения друг к другу, способствуют групповой сплочённости, учат детей корректировать своё поведение
Выполнение посильной работы при подготовке атрибутов, побуждает детей к дальнейшему использованию их в игре, вызывает ещё больший интерес к развёртыванию сюжета.
В развитии социального поведения детей огромную роль играет организационная сторона, где играющим необходимо обговорить сюжет, распределить роли, договориться об использовании предметов. Подтолкнуть детей к развёртыванию сюжета помогает внос какого-то атрибута. Предоставляю условия для самостоятельной игры, но, введя новый персонаж, помогаю придерживаться социально- приемлемых форм поведения.
Иногда подключаюсь к детской игре, принимая на себя роль, не связанную с сюжетным замыслом. Этот приём расшатывает привычные сюжеты. Например, мне позвонили в парикмахерской, активизирую игру, показываю правильную манеру разговора по телефону.
В игре «Едем в гости» закрепляем правила дорожного движения, гостепримность. В игре «Семья» воспитываем в детях доброту, заботливость, любовь к близким. Сейчас сюжет игр обновился, дети играют в « Бэтманов», в « Человека-Паука», в « МЧС».В этих играх тоже происходит воспитание личностных качеств.
В процессе игр дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей собой; они постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остаётся для них скрытой. Создаваемые ребёнком игровые условия помогают ему проникнуть в общественный смысл человеческого труда. В игре дети одни предметы заменяют другими. Такое замещение отвлекает от предметно-технической стороны деятельности человека и приводит на первый план её общественного смысла, связанного с отношениями между людьми.
В процессе взаимодействия с родителями воспитанников привлекаю родителей к изготовлению игрушек, атрибутов к сюжетно- ролевым играм. Провожу групповые и индивидуальные консультации («Воспитание и обучение в игре», «Рекомендации к организации сюжетно- ролевых игр дома» и др.); оформляю уголки, обновляю фотовыставку «Игра ребенка в детском саду», даю поручения-домашнии задания (осуществить совместную экскурсию, побеседовать о своей профессии).
Таким образом, ролевая игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений доступных детям. Сформированные отношения в процессе игры переносятся детьми в другие сферы их жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.
Результат.
-У воспитанников повысился уровень самостоятельной игровой деятельности.
-Дети получают радость от игры, проявляя фантазию, творчество. В игре у детей появились первые ростки дружбы, общие переживания.
-Дети стали с уважением относиться к людям труда, наблюдается проявление патриотических чувств.
- Дети стали бережнее относиться к игрушкам.
Рекомендации к организации сюжетно- ролевых игр:
- Учитывать интересы детей.
-Подбирать игрушки в соответствии с возрастом ребёнка.
-Вовлекать в игру детей, учитывая особенности и способности ребёнка.
-Создать условия для развития каждого ребёнка.
-Для расширения представлений о социальной сфере, знакомить с реальными предметами.
- Предлагать новые стимулы для развития нового сюжета.
- Создавать условия для обогащения детских впечатлений и переживаний каждому ребёнку.
Список литературы:
« Руководство играми в дошкольных учреждениях» М. А. Васильева.