Просмотр содержимого документа
««Анализ работы по введению и реализации ФГОС дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад «Алёнка»
Никифоровский район, Тамбовская область
Доклад
«Анализ работы по введению и реализации ФГОС дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила:
Старший воспитатель Мячина С.В.
р.п. Дмитриевка, 2017 г.
Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования. С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой. Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через:
- создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;
- проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;
- размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;
- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;
- обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;
- разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;
- совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;
- разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- информирование родителей о переходе на новые стандарты.
В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО. Подготовлена документация:
- составлена дорожная карта по ФГОС ДО, которая содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
-разработана и утверждена Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада «Алёнка».
Внесены изменения в образовательную программу:
- модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода;
- требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (60 % обязательная, 40 % вариативная).;
- содержание основной общеобразовательной программы охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие;
- условия реализации основной образовательной программы;
- результаты освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры).
Проведен анализ ресурсов методической литературы, программного обеспечения используемого для организации образовательного процесса. Приобретена учебная и методическая литература, соответствующая ФГОС дошкольного образования.
Готовность педагогов МБДОУ детского сада «Алёнка» с филиалами: детский сад «Ивушка» и детский сад «Ягодка» к реализации ФГОС ДО, результативность:
- участие в профессиональных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях — 5 педагогов;
-участие на семинарах, в том числе активное участие — 13 педагогов;
- курсовая подготовка — 15 педагогов;
- публикации в районной газете, а также в электронных СМИ — 12 педагогов.
На протяжении 2014–2017 уч. годов шло активное освещение и разъяснение концепции ФГОС ДО среди педагогических работников ДОУ: районный семинар на базе нашего сада «Введение ФГОС ДО: постепенный переход от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, новые требования и изменения, профессиональный стандарт педагога»; педагогические советы «Внедрение ФГОС: перспективы и реальность», «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС»; серия семинаров «Предметно-пространственная развивающая среда в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Составлен график повышения квалификации педагогического состава. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации 15 педагогов (88 %) по темам: «Проектирование образовательной программы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования», «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи (дошкольного, младшего школьного возраста)», «Совершенствование структуры и содержания музыкального образования дошкольников в соответствии с ФГОС», «Проектирование здоровьесберегающей среды в условиях дошкольной образовательной организации», «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Современные технологии инклюзивного образования», «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Заведующие МБДОУ детский сад «Алёнка» и филиалов: детский сад «Ивушка» и детский сад «Ягодка» прошли переподготовку по программе «Менеджмент в образовании».
Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
1. Изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
2. Изучены современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
3. Проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявлены особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
4. В рамках семинара прошла деловая игра с педагогами по организации группового пространства с учетом требований ФГОС.
5. Проведены консультации: «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении», «Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
6. Подобраны и приобретены необходимые игрушки, дидактические пособия, детская, игровая мебель и игровые уголки (благодаря бюджетным средствам, выделенных на приобретение игрушек и спонсорской благотворительной помощи на приобретение мультимедийной установки и мебели).
7. Зонированы групповые помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
8. Проведены смотры-конкурсы групповых помещений.
9. Оформлены коридоры детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и др.
10. Преобразована территория детского сада: постройки на прогулочных площадках, насаждения, цветник.
Проделана большая работа по внедрению и реализации ФГОС ДО, были выявлены как положительные стороны, так и сложности по внедрению ФГОС в деятельность ДОУ:
- отсутствие примерной адаптированной образовательной программы;
- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.
Для успешной реализации ФГОС ДО необходимо:
1. Продолжение повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО.
2.Оказание методической, информационной, консультативной помощи педагогам ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Продолжение оснащения групп, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4. Разработка диагностического инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения (целевых ориентиров).