Просмотр содержимого документа
«Анализ темы самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ" педагога дошкольной группы.»
Тема самообразования: Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников.
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника. Именно поэтому я и решила выбрать данную тему.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Задачи:
• Создание условий для исследовательской активности детей;
• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• Изучение методик, технологий по поисково – исследовательской деятельности.
Форма работы с детьми:
Групповая.
Методы и приемы работы с детьми:
Практические, проблемно-поисковые.
Основные цели для меня были следующие:
Изучение научно – педагогической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога – воспитателя сформировались
самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
предлагать возможные варианты решения;
исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Я выделила следующие этапы моей работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме .
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Научите ребенка любить живую природу».
3.Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
4.Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
На летний период родителям и детям предлагается задание – пополнить мини – лабораторию новыми материалами и инструментами.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в группе была организована мини – лаборатория «Почемучки». В которой мы собирали дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформили уголок «Огород на подоконнике».
При оборудовании уголка экспериментирования учла следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы велась по трем взаимосвязанным направлениям:
Живая природа
Неживая природа
Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.