kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Арт - терапия – метод психологической работы с дошкольниками с НОДА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-техники просто неоценимы в работе с дошкольниками с НОДА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Арт - терапия – метод психологической работы с дошкольниками с НОДА.»

















Арт - терапия –

метод психологической работы с детьми с НОДА.







Подготовила:

педагог-психолог Шмакова Н.В.

Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта. Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл.

Выделяют следующие виды арт-терапии:

Изо-терапия;

Музыкальная терапия;

Игровая терапия;

Сказкотерапия;

Песочная терапия и др.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А. Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать «арт-терапию». Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Рисуя, занимаясь лепкой, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы.

Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т. п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции, например - сказкотерапия. Эффективностью работы с применением этой арт-техники очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции.

В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца.

Примером спонтанного использования фантазии в терапии искусством может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник без всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения - дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Арт-терапия – метод психологической работы, использующий, возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуалом, эмоциональном и личностном развитии человека. Особенно это актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На НОД творчеством ребенок выражает себя, свои чувства, свое состояние, учится выстраивать отношения с другими детьми, избавляется от психологических затруднений. Переживание моментов творчества дает ребенку силы для преодоления препятствий. Творческий опыт, осознание себя, развитие навыков и умений, способностей – все это позволяет детям более активно и самостоятельно участвовать в социальной жизни. От уровней развития способностей зависит успешность выполнения предлагаемых педагогом заданий. НОД проходят под музыкальное сопровождение. НОД выстраиваются так, чтобы дети легко переключались с одного вида деятельности на другой, гармонично соединяя музыку и изобразительную деятельность.

В комплексе происходит развитие:

1. Внимания, сенсорных эталонов, восприятия.

2. Пространственной ориентировки.

3. Способности к звуковому синтезу (умение воспринимать инструкции на слух, вследствие чего развивается объем оперативной, зрительной и слуховой)

Для того чтобы почувствовать терапевтический эффект от занятий искусством предлагаю попробовать на практике несколько упражнений.

1 упражнение.

Включается спокойная музыка. Участники с закрытыми глазами, простым карандашом рисуют на листе «непрерывные каракули». Задание выполняется, не задумываясь о результате. По окончании музыки, участники открывают глаза, угадывают «изображение». Обводят цветным карандашом, дорисовывают детали.

2 упражнение.

Участникам предлагается обвести на листе контур руки (ладонь, запястье) и дорисовать до получения «образа».

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Новые знания, умения и навыки не навязываются ребенку с НОДА, а формируются постепенно. Важно, чтобы ребенок сам почувствовал потребность в необходимых средствах выражения эмоций и чувств. Ребенок – человек в пути. Его развитие - сложнейший, интереснейший процесс со своими законами и этапами, которые надо пройти.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Арт - терапия – метод психологической работы с дошкольниками с НОДА.

Автор: Шмакова Наталья Владимировна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства