Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста.»
ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребёнка — язык, губы, челюсти — также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Подобранные логопедом упражнения рекомендуется выполнять сначала медленно, обязательно перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз по 10 секунд. Для пущей наглядности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно всё объясняя и показывая. Вскоре ребенок научится выполнять движение самостоятельно и без зеркала. Упражнения, которые ребенок выполняет без затруднений, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.
В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказывать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произнесения звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) — палец ребенка (разумеется, чистый).
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (сверху или снизу)?
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости детей.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более четкими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.