Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика для детей логопедической группы»
Упражнение «Качели»
-Исходное положение. Рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.
-На счет «раз» язык поднимается за верхние зубы.
-На счет» два» язык опускается в и.п.
_Синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз.
Упражнения повторяются 4-6 раз.
Упражнение « Конфетка»
Исходное положение. Губы сомкнуты. Указательные пальцы рук вытянуты остальные- сжаты в кулак.
-На счет «раз» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки и надавить на нее.
-На счет «два»-внутренней стороны правой щеки и надавить на нее.
-Синхронно с движениями языка выполняются движения указательными пальцами вправо-влево (остальные пальцы сжаты в кулак).
Движения повторяются 3-4- раза без перерыва. При этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Иголочка»
-Исходное положение. Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак.
-На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке.
-На счет «два»-вернуться в исходное положение.
-Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно полу ( столу).
Упражнение «Лопатка»
-Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Руки внизу.
-На счет «раз» широкий, ненапряженный язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении.
-На счет «два»-вернуться в и.п.
-Когда язык высовывается, руки поднимаются на уровень груди (ладонями вниз параллельно полу или столу) и две ладони соприкасаются ( широкая лопатка), язык убирается-руки опускаются.
Упражнение « Лопатка-иголочка»
-Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно полу (столу).
-На счет «раз» широкий, ненапряженный язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении (широкая лопатка).
-На счет «два» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Ладони раздвигаются.
Упражнение « Маятник»
-Исходное положение. Рот полуоткрыт, язые лежит плоско, у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно столу, пальцы вместе.
-На счет «раз» коснуться кончиком языка левого уголка губ.
-На счет «два» - правого уголка губ.
-Движение кистей рук синхронно с движением языка (влево-вправо).
Движения повторяются 4-5 раз без перерыва. При этом необходимо следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась, а рука до кисти была неподвижна.
Упражнение «Маляр»
-Исходное положение. Рот полуоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно столу.
-На счет «раз» высунуть язык.
-На счет «два» облизать верхнюю губу по кругу.
-На счет « три» облизать нижнюю губу по кругу.
-На счет «четыре» язык убрать, рот закрыть. Упражнение выполняется по часовой стрелке и против часовой стрелки.
-Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка.
Упражнение « Трубочка»
-Исходное положение. Язык лежит плоско у нижних резцов, рот открыт. Кисти рук параллельны полу, ладони вверх.
-На счет «раз» высунуть широкий язык.
-На счет «два» боковые края языка загнуть вверх.
-На счет «три» сделать широкий язык.
-На счет «четыре» язык убрать.
-Когда боковые края сгибаются, ладошки складываются «ковшиком», язык широкий-ладони ровные.
Упражнение «Барабанщик»
-Исходное положение. Указательные пальцы рук вытянуты, а остальные сжаты в кулак.
-На счет «раз» приоткрыть рот.
-На счет «два» поднять язык к небу и «барабанить» по альвеолам, издавая звук д-д-д (количество звуков регулирует педагог). Должны быть только движения языка. Нижняя челюсть неподвижна.
Во время произнесения звука д дети делают движения, имитирующие игру
на барабане.
Упражнение «Поехали на лошадке»
-Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке.
-При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается.
-Синхронно производятся щелчки большим и безымянным пальцами на каждой руке.
При постановке звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Предлагаемые упражнения позволяют:
Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Совершенствовать внимание, память- все психические процессы, тесно связанные с речью.
Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков совместно с движениями кистей рук.
Закрепление любого навыка требует повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически. Упражнения не должны переутомлять ребенка. Упражнения следует давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой.
Для успешного освоения детьми артикуляционной гимнастики нужно, чтобы они умели ориентироваться в пространстве. Необходимо полное понимание пространственных отношений ( вверху, внизу, налево, направо).
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически всегда одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.