kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционная гимнастика в группах раннего возраста, как средство развития речи и профилактика нарушений звукопроизношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика в группах раннего возраста, как средство развития речи и профилактика нарушений звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика в группах раннего возраста, как средство развития речи и профилактика нарушений звукопроизношения

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Для того, чтобы помочь им справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у детей речи.

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Для речи таким периодом развития являются первые три года жизни ребенка, и если его упустить, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с детьми с момента поступления их в детский сад в группу раннего возраста.

Мы считаем, что артикуляционные упражнения являются доступным и действенным средством в формировании у детей правильной речи.

Артикуляционная гимнастика для детей 1,6 - 2лет необходима, так как укрепляет мышцы речевого аппарата, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). А систематическое ее проведение помогает малышу раньше освоить сложные звуки, а если ребенок не умеет говорить, то артикуляционная гимнастика необходима ему, чтобы начать это сделать. В этом возрасте начинается активное пополнение словарного запаса ребенка, расширяется кругозор. Он учится воспроизводить новые звуки, слова.

Артикуляционная гимнастика проводится в 3 шага: по подражанию с контролем в зеркале, по инструкции (названию упражнения), с биоэнергопластикой. Упражнения разучиваются постепенно, с демонстрацией ярких картинок, на которых герои-животные выполняют то или иное артикуляционное упражнение. Дети с большим желанием повторяют за взрослым артикуляционные движения, изображая бегемотиков, щенков, слонят, котят и мишек, таким образом, за каждым артикуляционным упражнением, закрепляется название. Результат достигается при помощи регулярных ежедневных занятий, подразумевающих повторение отдельных положений.

В силу возрастных особенностей, дети 1,6-2 лет плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени, поэтому в комплекс артикуляционной гимнастики, после разучивания, включаются по 2-3 динамических (направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата) и статических упражнения (развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи).

По мере освоения детьми артикуляционных упражнений, мы соединяем движения артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, которые повторяют положение губ, языка, щек, нижней челюсти в момент выполнения упражнения. (биоэнергопластика). Цель- развитие мелкой, общей моторики, координации движений.

Нужно помнить о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это наша задача.


Для примера приведем один из комплексов артикуляционной гимнастики по материалам книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», используемый для детей раннего возраста:








Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота

Подшутить над ним охота.


Широко открывать и закрывать рот

В момент открывания рта, пальцы размыкаются из «клювика»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.


«Улыбка»

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.


«Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд.

Пальцы собраны в «клювик».

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет,

полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.


«Лопата»

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» кисть выпрямляется.

За бананом потянулись

И, конечно, улыбнулись

То слоненок, то щенок.

Я бы точно так не смог.


«Улыбка-хоботок»

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь) – "улыбка". Сведение пальцев в «клювик» – "хоботок»". 

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.


«Часики»

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.


«Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

Ладонь в вертикальном положении, пальцы сомкнуты, двигаем вправо, влево.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимакина Мария Борисовна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства