Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика в группах раннего возраста, как средство развития речи и профилактика нарушений звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика в группах раннего возраста, как средство развития речи и профилактика нарушений звукопроизношения
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Для того, чтобы помочь им справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у детей речи.
Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Для речи таким периодом развития являются первые три года жизни ребенка, и если его упустить, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится с детьми с момента поступления их в детский сад в группу раннего возраста.
Мы считаем, что артикуляционные упражнения являются доступным и действенным средством в формировании у детей правильной речи.
Артикуляционная гимнастика для детей 1,6 - 2лет необходима, так как укрепляет мышцы речевого аппарата, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). А систематическое ее проведение помогает малышу раньше освоить сложные звуки, а если ребенок не умеет говорить, то артикуляционная гимнастика необходима ему, чтобы начать это сделать. В этом возрасте начинается активное пополнение словарного запаса ребенка, расширяется кругозор. Он учится воспроизводить новые звуки, слова.
Артикуляционная гимнастика проводится в 3 шага: по подражанию с контролем в зеркале, по инструкции (названию упражнения), с биоэнергопластикой. Упражнения разучиваются постепенно, с демонстрацией ярких картинок, на которых герои-животные выполняют то или иное артикуляционное упражнение. Дети с большим желанием повторяют за взрослым артикуляционные движения, изображая бегемотиков, щенков, слонят, котят и мишек, таким образом, за каждым артикуляционным упражнением, закрепляется название. Результат достигается при помощи регулярных ежедневных занятий, подразумевающих повторение отдельных положений.
В силу возрастных особенностей, дети 1,6-2 лет плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени, поэтому в комплекс артикуляционной гимнастики, после разучивания, включаются по 2-3 динамических (направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата) и статических упражнения (развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи).
По мере освоения детьми артикуляционных упражнений, мы соединяем движения артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, которые повторяют положение губ, языка, щек, нижней челюсти в момент выполнения упражнения. (биоэнергопластика). Цель- развитие мелкой, общей моторики, координации движений.
Нужно помнить о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это наша задача.
Для примера приведем один из комплексов артикуляционной гимнастики по материалам книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», используемый для детей раннего возраста:
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота
Подшутить над ним охота.
Широко открывать и закрывать рот
В момент открывания рта, пальцы размыкаются из «клювика»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
«Улыбка»
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
«Хоботок»
Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд.
Пальцы собраны в «клювик».
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет,
полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
«Лопата»
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» кисть выпрямляется.
За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись
То слоненок, то щенок.
Я бы точно так не смог.
«Улыбка-хоботок»
Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь) – "улыбка". Сведение пальцев в «клювик» – "хоботок»".
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
«Часики»
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак.
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
«Орешек»
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.
Ладонь в вертикальном положении, пальцы сомкнуты, двигаем вправо, влево.