Аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста
Аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание экологической культуры человека - сложный и долговременный процесс, который требует внимания к поиску наиболее эффективных средств, форм, методов экологического воспитания начиная с дошкольного возраста - периода заложения основ будущей личности. Использование экологической тропы обеспечит организацию системы управления, которая дает возможность комплексно решать задачи экологического воспитания в условиях современного дошкольного заведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста
Каримова Гульзила Хатиповна,
воспитатель,
МБДОУ «Большеарташский детский сад «Карлыгач».
Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для него источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе и связанных с низким образовательным уровнем населения. Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не оптимистичны. Они заставляют задумываться каждого умного человека, который беспокоится о будущем своих детей, внуков, всей планеты. Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, которая умеет жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это нужно с раннего детства.
Исходя из актуальности указанной проблемы, со всей остротой встает вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения. Система взглядов на экологическое образование и воспитание в Украине освещена в государственных документах о дошкольном образовании: Концепции дошкольного воспитания в Украине, Законе Украины «О дошкольном образовании», Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» и других. В них подчеркивается необходимость формирования экологической культуры ребенка в гармонии его отношений с природой.
В психолого-педагогической литературе экологическую культуру рассматривают как культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы, составными элементами которой являются: научные знания о природе и месте в ней человека, морально-ценностные ориентации по отношению к природе, практические умения и навыки сохранения жизнеспособной среды.
По своей сути экологическая культура является своеобразным кодексом поведения человека в окружающей среде. Различные аспекты формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста раскрывают исследования Н. В. Лысенко, В. Г. Грецов, М. К. Ибрагимовой, В. Д. Сыч, С. М. Хайдурова, Т. В. Зализовои, С. П. Плохий, Н. М. Кот, Г. С. Марочко, П. Г. Саморукова. Работы названных авторов положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. С. П. Плохий разработала содержание и методику обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста пониманию целостности природы (на материале животного мира как одного из звеньев природной цепочки зависимостей) и влияния человека на нее, научно обосновала знания об экологических взаимосвязях, доступных пониманию детей данного возраста. Исследовала влияние данного обучения на формирование бережного и заботливого отношения к животным в среде их существования . И. С. Марочко исследовала экологическое направление комплексного поэтапного формирования у старших дошкольников бережного отношения к растениям, определила пути развития ориентации детей в целостности природной среды, разработала методику формирования бережного отношения к растениям . Н. В. Лысенко обосновала и апробировала модель процесса экологического воспитания, в основу которой должны быть положены систематизированные знания о закономерных явлениях жизни растений и животных, с которыми общается ребенок .
В исследованиях Н. М. Кот акцентируется внимание на необходимость педагогического взаимодействия между дошкольными учебными заведениями и семьями в решении задач экологического воспитания дошкольников. Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска наиболее эффективных средств, форм и методов формирования экологической культуры детей. Важным фактором развития ребенка является развивающая среда, которая в психолого-педагогической литературе определяется как комплекс психолого- педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Научить детей любить и уважать природу можно только среди самой природы.
На важность создания надлежащих материальных условий для осуществления экологического воспитания указывается в работах К. И. Золотовой, М. М. Марковской, Н. М. Горопахы, Л. В. Лохвицкого. Г. П. Лаврентьева раскрывает содержание среды экологического развития, которое состоит из различных элементов, где каждый выполняет свою функцию. Цветник, город, уголок сада, леса, луга с разнообразными растениями станут важными составляющими эколого-развивающей среды, которые обеспечат постоянное поступление новой информации, будут пробуждать познавательный интерес в детях.
Эта идея реализована в Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире »(2008 г.), в которой определена необходимость создания среды для личностного роста дошкольника в сфере «Природа». Это будет способствовать ознакомлению детей с разнообразием природного окружения, как целостного организма, формированию жизненно важных умений ориентации в нем, целесообразного природопользования и гуманного взаимодействия с объектами природной среды, воспитанию ответственного поведения и культуры бытия в естественной среде.
По данным экологической психопедагогики спецификой дошкольного возраста является преимущество когнитивного компонента над перцептивно-аффективных в отношении природы. Поэтому активность ребенка целесообразнее развивать в познавательной деятельности. Учитывая чрезвычайную эмоциональную чувствительность малышей, предпочтение следует отдавать эмоционально-эстетическому восприятию природы, развития эстетических, интеллектуальных, гуманистически направленных чувств в отношении к ней.
В то же время педагоги-практики не всегда уделяют должное внимание поведенческому компоненту деятельности дошкольников в природе. Это обусловлено, с одной стороны, недооценкой возрастных возможностей детей, с другой - сложностью формирования экологически мотивированного поведения в природном окружении, которое означает способность к действию и самоограничение собственных импульсивных желаний в конкретной ситуации выбора.
Важным элементом эколого-развивающей среды является «экологическая тропа », которая играет особую роль в воспитании экологически грамотного поведения ребенка в природе, одновременно выполняя познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. В связи с тем, что возможности использования «экологической тропы» в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста недостаточно освещены в теоретико-методической литературе, мы поставили цель раскрыть ориентировочную систему работы на ней, апробированную в условиях дошкольных учебных заведений г. Прилуки.
Исходя из практического опыта «экологическую тропу» рассматриваем как совокупность природных объектов, находящихся в условиях своего существования, специально подобранных для комплексной реализации задач экологического воспитания: приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы, развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника в процессе взаимодействия с объектами среды, воспитание гуманных чувств к живым существа, ощущение красоты природной среды, формирование навыков ответственного и действенного отношения к окружающей природной среды.
Основными требованиями к экологической тропе являются:
безопасность маршрута;
информативность, способность удовлетворить познавательные потребности детей с учетом их возрастных особенностей;
разнообразие, яркость и колоритность объектов природы;
возможность осуществления природоохранной деятельности.
«Экологическая тропа» дает возможность организовать систему работы с детьми: содержательные наблюдения в сочетании с интересными рассказами, опытно- розыскную деятельность, экоигры, виды труда, привлекать детей к участию в природоохранных акциях «Посадим деревце», «расчистим источник», «Защитим птичку» и т.д., что закладывает основы научных знаний, развивает эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формирует необходимые практические умения и навыки.
Маршруты путешествий по экологической тропе планируются воспитателем, учитывая местоположение дошкольного учреждения, особенности природного окружения и возраст детей. Были разработаны маршруты, которые проходили по территории детского сада через сад, цветник, уголок леса и за ее пределами. Объекты, с которыми знакомят детей, объединяются общей темой. Названия остановок на тропе могут быть разные, это зависит от творчества воспитателя. Например, королевство прелестных роз, калиновое чудо, одуванчиковая поляна, медовая, могучий дуб, аистово гнездо, волшебное озеро, травка-бабенка, земляника-аорматница, хозяйка-смородина, сестрички-синички у кормушки. Направление движения и названия остановок можно разместить на стенде, используя условные обозначения. Тематика целевых прогулок может быть самой разнообразной: «Путешествие в страну голубых подснежников »,« О чем нам поет весна »,« В гости к цветущему барвинка », «Зеленая аптека», «Васильки - цветы-обереги», «Карнавал осенних листьев», «Муравьи - труженицы», «Цветы моей Украины», «С кем дружит пчелка», «Природа - наш родной дом».
Основным методом работы на экологической тропе должно быть наблюдение, содержание, продолжительность и результативность которого зависит от способности дошкольников воспринимать познавательную задачу, планировать последовательность действий, фиксировать их результаты в виде высказываний, использовать усвоенные способы познания в новых условиях. «Смотреть и видеть! Слушать и слышать »- таков девиз каждого наблюдения. Помогут обеспечить постоянное поступление новой информации реалистичные, содержательные рассказы воспитателя, которые будут возбуждать познавательные интересы в детях, способствовать развитию их любознательности.
Рассказ воспитателя должен быть эмоциональным, положительно влиять на чувства ребенка, оставлять яркий след в его памяти. Природа при этом должна открыться перед ребенком не только как неразделимое целое, живая лаборатория, где можно наблюдать и изучать ее жителей, но и как школа, которая поможет овладеть элементарными правилами разумного использования природы, приумножения и охраны ее богатств. Желательным компонентом рассказа воспитателя является художественное слово: загадки, стихи, пословицы, народные приметы, легенды об объекте наблюдения. Эмоции и чувства ребенка, вызванные непосредственным общением с природой, подкрепленные точным, ярким описанием, оставят неизгладимый след в душе ребенка, помогут глубже понять то или иное явление. Путешествие по экологической тропе может включать различные виды деятельности. Использование интеллектуально подвижных и духовно-эстетических экологических игр как «Посади растение», «Лечим землю», «Дегустация», «Догадайся что это? »,« Экологическая этика »,« Можно нельзя »даст возможность детям продемонстрировать свои знания, поделиться мнениями и взглядами, получить новую информацию, развивать коммуникативные способности, вариативное мышление. Игры-медитации в ходе путешествия обеспечат не только релаксацию, но и сформируют эмоционально - ценностное отношение к природе. Например: «Я - одуванчик» Я - одуванчик, я просыпаюсь вместе с солнышком, раскрываю свои цветы, а листочками радушно встречаю утро. Вот солнышко своим лучом коснулось моего листочка и покатило по нему капельку росы сверху - вниз. Я радуюсь солнышку, качаю пышной желтой головкой и хорошо знаю, что я его частица на земле.
Интересным видом работы и одним из условий успешного экологического воспитания, используемым в ходе путешествия экологической тропе являются устные логические задачи. Это рассказы-загадки о природе, ответы на которые ребенок может дать только в том случае, когда четко осознает связи и закономерности в природе. Содержание и дидактическая цель логической задачи определяется в соответствии с основной работой. Дети закрепляют имеющиеся знания, навыки умственной деятельности.
Устные логические задачи поддерживают постоянную заинтересованность детей в природе, развивают умение наблюдать, замечать изменения, которые произошли. С целью активизации умственной деятельности, возможно привлечение детей к самостоятельному составлению устных задач. В них дети пытаются передать характерные признаки знакомых им явлений, образов, чтобы можно было угадать по описанию. Использование проблемных ситуаций стимулирует любознательность детей, развивает самостоятельность мысли, направляет их на поиски ответа, на осознание связей и зависимостей временного, последовательного и причинно-следственного содержания. Вместе с тем проблемные ситуации учат детей обосновывать свои суждения, предполагать, подводят их к самостоятельным выводам.
Методика использования проблемных ситуаций предполагает наличие у детей навыков обобщения и сравнения. Из практики педагогической работы известно, что процесс сравнения возможен лишь при условиях, когда ребенок, вооруженный конкретными знаниями о природе, знает признаки и свойства ее объектов и явлений.
Поэтому в проблемной ситуации каждый воспитатель должен:
четко ставить перед детьми задачи;
давать план поиска ответа;
побуждать к самостоятельному поиску решения;
создавать условия для самостоятельных выводов.
Одним из компонентов путешествия по экологической тропе может быть исследовательско-поисковая деятельность, которая поможет детям выяснять и осознавать причинно-следственные связи в природе.
Например:
1. Цель:
показать необходимость света для растений.
Ход опыта:
найти на дворе плоский предмет, который длительное время лежит на траве. Поднять его и сравнить траву под ним и на открытом месте.
2. Цель:
показать необходимость воды для роста и развития растений.
Ход опыта:
осмотреть растения, растущие на увлажненной земле. Обратить внимание на их внешний вид. Сравнить с растениями, которые растут на участке без орошения. Вызвать желание у детей помочь растениям и полить их.
Интересной и полезной деятельностью, которая обогатит знания детей о естественной среде, как целостном организме, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди, является трудовая деятельность. Она может быть организована в форме различных трудовых поручений или коллективной работы: уборка территории от мусора; Полив растений; рыхление земли, посадка или пересадка растений и т.п . Сбор даров природы: плодов, листьев, корней, для изготовления фиточаев, настоев, варенья является сочетанием полезного с приятным.
Важным составляющим компонентом каждого путешествия в природу является припоминание правил поведения в ней. Поэтому воспитатель вместе с детьми составляет памятку, дополняя ее новыми правилами после или во время каждого нового путешествия.
Итак, воспитание экологической культуры человека - сложный и долговременный процесс, который требует внимания к поиску наиболее эффективных средств, форм, методов экологического воспитания начиная с дошкольного возраста - периода заложения основ будущей личности. Использование экологической тропы обеспечит организацию системы управления, которая дает возможность комплексно решать задачи экологического воспитания в условиях современного дошкольного заведения.
Список литературы:
Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас: Учебно-методическое пособие [Текст]/Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова.-Ярославль: Академия развития, 2002.-112с.
Бабаева, Т.И.Методические советы к программе «Детство» [Текст]/Отв. Ред.Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова –СПб:Детство-пресс, 2001.-С.280-287