ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Человек, работающий в системе образования, не всегда задумывается об истории его возникновения. Кто стоял у истоков педагогики и дошкольной в том числе. Сегодня мы окунемся в мир истории, представим как обучали детей в древние времена, вспомним имена великих педагогов – классиков.
Прежде, чем говорить об истории возникновения дошкольной педагогики, вспомним историю образования в целом.
Понятно, что обучение детей имело место уже с появлением человека в первобытное время. Чтобы выжить, человек вынужден был обучаться охоте, рыбалке, умению вести хозяйство. В каждом племени человек обучался сам, либо его обучали близкие люди. Еще до Рождения Христова славяне считались образованным народом, владеющими различными ремеслами и искусством. И все же родиной образования признано считать древнюю Грецию. Хотя письменность появилась в Греции с конца VIII века до н.э., школ на тот период еще не было. Судя по всему, детей учили в семье счету, поэзии и религиозным обрядам. С VII века до н.э. в возрасте семи лет мальчиков забирали из своих семей в государственные казармы, где они обучались до двадцати лет. Основной упор делался на спорт и физическое воспитание, а также на танцы и музыку. Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. Девочки как будущие матери воинов также занимались физическими упражнениями, гимнастикой, танцами и музыкой (не ясно: в семье или в государственном учреждении).
О высшем образовании тогда речь не шла. Но дополнительное образование давали софисты – странствующие интеллектуалы. Собственно это и были профессиональные учителя. Одним из таких софистов был Сократ●. Искусство спора, диалектика – главное его достижение. Его тезис: " Я знаю только то, что я ничего не знаю" популярен и сейчас. ●Платон – ученик Сократа, придавал огромное значение воспитанию и считал, что воспитывать необходимо с самого раннего детства. Идея обязательного образования принадлежит ему – 360г. до н.э. Весьма привлекательны для нас его идеи, что обучение должно быть игровым. С полным основанием его считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. ● Аристо́тель – ученик Платона, придавал огромное значение государственному образованию.
В древней Греции (Афины и Спарта) образование впервые приобрело те формы, которые в общих чертах сохранились и до сих пор. Большинство терминов из области образования пришло оттуда же. Грекам мы обязаны появлению в нашем лексиконе слова «педагог». ● Правда, это был тогда всего лишь раб, сопровождавший мальчика в школу.
Учебников в греческой школе не было, учились на слух (стихи поэтов). Писали на коленях. ● Греческая система образования (особенно афинская, в Афинах в V веке не было ни одного неграмотного) считается самой прогрессивной в античном мире.
Если кратко охарактеризовать период начала нашей эры, то не лишним будет вспомнить Древний Рим. Следует отметить, что греческая система образования проникла и в Древний Рим, но имела свои специфические особенности. ● Профессия учителя в Древнем Риме приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя сами открывали школы, сами искали учеников, сами взимали плату. Преподавалось 9 дисциплин: арифметика, риторика, диалектика, геометрия, музыка, медицина, архитектура, астрономия, грамматика. Имена прославившихся мыслителей и философов того времени: Като́н, Цицеро́н, Се́нека, Квинтилиа́н.
Проведем небольшой тест (9 вопросов).
● Почему в методическом кабинете первым висит портрет Френсиса Бэкона? Потому что именно он вычленил педагогику как отдельную науку. Раньше система образования существовала как часть философии, и лишь благодаря Бэкону стала существовать как самостоятельная наука. Выдающийся английский философ, историк, юрист и политик Фрэнсис Бэ́кон (1561 – 1626) – основоположник эмпиризма. ● Источником знаний является опыт и эксперимент, благодаря которому человек находит истину. Он выделял общество и среду, так важных в становлении человека, и требовал от наставников глубокого изучения воспитанников. Он пропагандировал доступность образования для любого
ребенка. Бэкона сложно назвать педагогом, однако именно он – прародитель педагогики и был первым, кто внес педагогику в классификацию наук. Его высказывание «Знание – сила» и сейчас нам знакомо.
Впоследствии педагогика как самостоятельная наука была закреплена трудами великого чешского педагога ● Яна Амоса Каменского (1592–1670). Предложенные Я.А. Каменским принципы, методы, формы обучения, например ● принцип природо- сообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Это – «Отец педагогики». Создатель «Материнской школы». Разработал теорию дошкольного воспитания. Обращал внимание на то, что человек формируется в детстве, сообразие с природой. Разработал возрастную периодизацию: детство, отрочество, юность, возмужалость. «Детство» - до 6 лет. «Материнская школа» в каждой семье. ● Метод драматизации, принципы от целого к частному, последовательность, от знакомого к незнакомому. Пропагандировал систему знаний, а не отрывочные сведения. Педагогике отводил главную роль, нравственное воспитание. Положил начало важнейшему дидактическому правилу: восприятие сильнее, если в нем участвуют несколько органов чувств. Дидактические принципы легли в основу «Программы воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой. Акцентировал внимание на взаимосвязи явлений. Огромное значение придавал повторению и упражнению. Один из первых мыслителей, который обратил внимание на предшкольное и дошкольное образование. «Материнская школа» рассматривалась им как 1-я ступень образования. Уважение к ребенку. Учет возрастных особенностей. ● Успехи надо сравнивать с предыдущими результатами, а не с более успешными детьми, доступная и интересная подача материала. Принцип занимательности. Воспитание детей в труде (в том числе и физическом). Против неумеренных требований к ребенку. ФЭМП – мало, много. Счет до 20 или 60, чет – нечет, примеры, величина для дошкольников. Речь, рисование, письмо – для дошкольников.
Разработал организацию школьной работы: деление на четверти, классную и урочную системы. Что прием учащихся 1р в год – осенью. В конце года – экзамены. Указания к ведению урока – одна тема и определенное время, в классе – один возраст. Школьный режим, управление школой, обязанности учителей, порядок обучения, поведение учеников, дисциплина. Против телесных наказаний. Идеи: всеобщее обучение, дисциплина, понятие школьного года.
● Руссо Жан Жак (1712 – 1778) – французский педагог. Роман «Эмиль, или О воспитании» - педагогическое сочинение. Ребенок – личность, его не надо переделывать, а руководствоваться его природными способностями. Не ломать ребенка. Быть прежде всего человеком. Кто воспитатель: природа, вещи, люди. Выделил четыре возрастных периода: младенчество – до 2 лет, детство – от 2 до 12 лет, отрочество – 12 – 15 лет, юношество – от 15 лет. Первые годы жизни – физическое развитие (не затягивать его пеленками). ● Дань природе – всему свое время. 2- 12 лет – накопление чувств и опыта. Метод записок: приглашение на обед, прогулку. (Если сам не умеет читать, надо найти того, кто может прочесть, но бывает уже поздно. Это мотивация – научиться читать самому). Не наказывать, а сделать так, чтобы на них отразились дурные последствия его поступка.
● Песталоцци Иоганн Генрих (1746 – 1827) – швейцарский педагог – основоположник дидактики, начального обучения. Он, а затем и Фребель стали говорить о гармоничном воспитании человека. До этого речь шла только о развитии ума. Природосообразность, гармоничное развитие, хорошая трудовая подготовка, что в дальнейшем поможет человеку избавиться от нужды. Час рождения ребенка является первым часом его обучения. ● Воспитание с младенческих лет. Наблюдения и опыт как основа обучения, от части к целому, наглядность, борьба с вербализмом (пустой болтовней). Развивающее обучение – великое открытие Песталоцци. Метод элементарного образования, система развития способностей. Саморазвитие детей. Элементы – «кирпичики» развития личности. Семейное воспитание. Умственное, физическое, нравственное воспитание. Учет особенностей ребенка. Основатель «народной школы». Гуманистическая педагогика. Опередил свое время – первым установил, что способности детей развиваются в процессе их упражнений. В жизни
соединение обучения с производительным трудом. Отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви. Разработал методику изучения формы «Школа для малолетних детей».
● Фребель Фридрих Вильгельм (1782 – 1852) – немецкий педагог, основоположник общественного дошкольного образования и основатель детских садов. Термин «детский сад» принадлежит ему. До него были детские приюты (присмотр и уход), но не включали образование. ● Создатель понятия «детский сад». Книга «Педагогика детского сада», поддерживал принципы Песталоцци. «Воспитание человека» - книга, его главный труд. Раскрытие творческих задатков. В 1816 г. открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», в котором были физические упражнения, сельскохозяйственный труд. В 1840г. открыл «Детский сад». Воспитатели – детские садовницы. Ядром педагогики считал игру. Наглядность. Система детской игры. Развитие теории и практики дошкольного воспитания. Развитие природных способностей ребенка, самораскрытие. Создатель первой системы дошкольного воспитания. Всестороннее развитие детей. ● Занятия в его садах – коллективная и фронтальная форма. Ребенок как божественное начало. Ящик с набором строительного материала – пособие для детей (его находка). Недостаток – нет связи с окружающей жизнью. Высшее проявление детской деятельности – игра. Разнообразие ВДД. Благодаря Фребелю дошкольная педагогика была выделена в самостоятельную область знаний. Три закона воспитания: самораскрытие человека, поступательное развитие человека, природосообразность. Детский сад как партнерство родителей и воспитателей. Дошкольный возраст – наиболее интенсивный период в развитии. бесконечное развитие в процессе жизни. Направленность на творчество и самостоятельность. Воспитание не должно быть насильственным.
Продолжим наш тест.
● Ушинский Константин Дмитриевич (1823 – 1870) – обеспечил русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики. Пропагандировал нравственность, твердый характер, воля, чувство долга. Разработал систему подготовки народных учителей. Создатель глубокой, стройной педагогической системы. По его книгам полвека обучались в России. Физический труд. Против развлекающего и забавляющего обучения. Книга «Родное слово». ● Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России. «Воспитание основывается на личности воспитателя» - его высказывание.
Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:
-не надо переутомлять детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности;
-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;
-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;
-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре. Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы.
● Ушинский К.Д. разработал систему логических упражнений, обозначил принцип единства обучения и воспитания, выдвинул идею народного образования. Особо выделял роль родного языка. Утверждал, что чем меньше ребенок, тем разнообразнее его деятельность. Выдвинул требования к воспитателю, пропагандировал женское образование. Придавал огромное значение сравнению как методическому приему в познаниях детей. Требовал последовательности в постановке вопросов к детям.
"Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".
● Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) – изучение внутреннего мира ребенка. Принцип сознательности и активности. Обучение как творческий процесс. «Если ребенок сам не научится творить, то и в жизни он будет подражать, копировать».
Принцип связи обучения с жизнью. ● Против зазубривания. Установление межпредметных связей. Систематическое повторение. Связь умственного и физического развития ребенка. Принцип природосообразности. Наглядность, эксперименты, опыты, экскурсии. Учитель должен стремиться к тому, чтобы после занятия у детей возникали вопросы. Методика разнообразных эмоциональных воздействий на ребенка. Метод ошибок (нарочно рисовал или говорил неправильно). Активизация деятельности детей. Требование к учителю – говорить четко и кратко. Индивидуальность ребенка. Умел проникнуть в самые дальние уголки детской души. Уважение личности ребенка.
● Монтессори Мария (1870 – 1952) – итальянский педагог. Дом ребенка. Невмешательство в процессы развития ребенка, а лишь создание условий. Нравственное начало, специальные упражнения для выработки послушания. Индивидуальные занятия. ● Воспитание органов чувств, разработала дидактический материал: запахи, звуки, цвет, форма, вес. Методы в сенсорном воспитании.
Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Природная индивидуальность ребенка. Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений существует до сих пор. Воспитанники детских садов Монтессори отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно. Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».
Оторванность от жизни, лишенные всякого элемента игры и фантазии – просто дрессировка различных чувств – негативная сторона методики Монтессори.
● Макаренко Антон Семенович (1888 – 1939) – великий отечественный педагог. Всестороннее образование человека. Создание педколлектива – единство, идея воспитания коллектива – дисциплина, беспризорность. ● Значение театра для дошкольников. «Игра – ведущий вид деятельности». Успех воспитания определяется в возрасте до 5 лет. Проектирование личности – индивидуальные качества ребенка. Принцип середины в воспитании, метод подражания. Чувство ответственности, разумная требовательность. Если наказывать, то должен знать, за что и после наказания – нормальные отношения. Стройная система – педагогическая логика. Считал, что работа воспитателя самая трудная, ответственная, напряженная. Сделать каждого ребенка счастливым. «Педагогика завтрашнего дня». Личностно-деятельный подход. Принципы: природосообразность, саморазвитие, самовоспитание, преемственность поколений. Педагогическая система строится на основе интегрирования этих принципов.
● Вы́готский Лев Семенович (1896 – 1934) – зона ближайшего развития, «моцарт психологии». Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее и именно в наше время реальная практика воспитания и обучения стала фундаментом их дальнейшей теоретической и практической разработки в сфере современного образования.
● Это зона ближайшего развития, кризисные периоды, сенситивные периоды. Он разработал методику коррекционной работы для детей с ОВЗ. Он настаивал на том, что особых детей нельзя изолировать от нормально развивающихся, а наоборот воспитывать в обычной среде. Идеи Выготского известны во всем мире.
Закончим наш тест.
Во всем мире педагогическая наука до сих пор не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.
В России всегда преобладало авторитарное образование (карцер, кнут, розги и т.д.). С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика. В 1706г. в России открыт «Домик для подкидышей», где большая часть детей умирала. В 1802 г.
в России впервые было создано министерство народного просвещения. Первые детские сады в России стали открываться в 60–е гг. XIX в. Они работали по системе Ф. Фребеля.
● Однако Россия богата прогрессивными деятелями, идеи которых повлияли на мировое образование, в том числе на дошкольное: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, А.П. Усова, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Е.А.Флерина, А. С. Симонович и Л. М. Симонович, Е. Н. Водовозова, П.Ф.Капте́ров, Е. И. Тихеева, Л.Я. Шлягер, Ю.И.Бауцель, Е.А. Аркин и др.
● В 1863г. – первый детский сад в России, Санкт – Петербург (Люгебиль С.А.) – платный. ● В 1866г. – первый бесплатный народный детский сад в Петербурге при благотворительном «Обществе дешевых квартир» (занятия по системе Фребеля). В этом же году - первый детский сад в Москве. В народных детсадах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем группы были разновозрастные. Интересный факт. Мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И.Песталоцци, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» еще за 30 лет до появления первого детского сада в России. Это был еще не детский сад (просто
термина такого не существовало), но и не школа, где были собраны десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских
способностей».
В 1866г. стал выходить специальный педагогический журнал «Детский сад».
● В 1917г. Венцель Константин Николаевич создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка - начало государственной системы дошкольного образования.
В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.
В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год.
● В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. 1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением. ● В 1928г. появился первый выпуск журнала «Дошкольное воспитание». ● В 1937 г. была сделана первая попытка разработать проект программы в ДУ. В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно—методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов». Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. ● Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. ● В 1962г. вышла Первая программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении – основной задачей было подготовка детей к школе. ● В 1983 г. в СССР был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения .
● Типовая программа воспитания и обучения в детском саду – 1984г.
● В 1992г. вышел первый Закон образовании в России, а в 1996г. он был дополнен.
● В 2012г. вышел новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», где впервые дошкольное образование признано первой ступенью общего российского образования.
● В 2013г. впервые в России был утвержден Стандарт дошкольного образования – это исторический момент в дошкольном образовании.