kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторский семинар "История ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историю дошкольного образования должен знать каждый педагог!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина История образования»

ВИКТОРИНА

«История образования»

Разработала: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Омсукчан» Жаренцова Е.В.


  1. Кто такие «софисты»? (странствующие интеллектуалы)

  2. Что означает слово «педагог»? (детоводитель)

  3. Кто назывался педагогом в древней Греции? (раб, ведущий ребенка в школу)

  4. Из какой страны дошли до нас термины из области образования? (древняя Греция)

  5. Кому принадлежат слова «Я знаю только то, что я ничего не знаю»? (Сократ).

  6. Кто из величайших мыслителей считал, что обучение должно быть игровым? (Платон).

  7. Аристотель придавал огромное значение государственному или семейному воспитанию? (государственному).

  8. Какая система образования считалась самой прогрессивной? (греческая).

  9. Кто их древних философов первым высказал мысль, что ребенка нужно

воспитывать с раннего детства? (Платон).

10.В чем заслуга Френсиса Бэкона? (вычленил образование как

самостоятельную науку, прародитель термина «педагогика»).

11.Кому принадлежат слова «Знание – сила»? (Френсис Бэкон).

12.Кого называли «отцом педагогики»? (Коменский Я.А.).

13.Кто впервые разработал теорию дошкольного воспитания?(Коменский Я.).

14.Кто первым высказал идею дошкольного образования? (Коменский Я.А.).

15.Кто первым выделил младенчество? (Руссо Ж.Ж.).

16.Кто является основоположником дидактики? (Песталоцци И.Г.).

17.Кто первым определил, что способности детей развиваются путем

упражнений? (Песталоцци И.Г.).

18.Кому принадлежит идея дошкольного образования? (Коменский Я.А.).

19.Кому мы обязаны общественным дошкольным образованием?

(Фребель Ф.В.)

20.Кому принадлежит термин «детский сад»? (Фребель Ф.В.).

21.Кто обратил внимание на раскрытие творческих задатков?

(Фребель Ф.В.).

22.Кто является первым создателем системы дошкольного воспитания?

(Фребель Ф.В.)

23.Кто определил, что дошкольный возраст – наиболее интенсивный период

в развитии человека? (Фребель Ф.В.).

24. Кто обеспечил русскому народу почетное место в истории развития

мировой педагогики? (Ушинский К.Д.).

25. Он не только великий педагог, но и великий писатель? (Толстой Л.Н.)

26. Какой педагог выдвинул девиз: «Помоги мне это сделать самому!»?

(Монтессори М.).

27. Кому принадлежит тезис «Игра – основной вид деятельности

дошкольника»? (Макаренко А.С.).

28. Кого называли «Моцартом психологии»? (Выготский Л.С.)


ИГРА «СООТВЕТСТВИЯ»


ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА – Френсис Бэкон

ВОСПИТАНИЕ С РАННЕГО ДЕТСТВА – Платон

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ – Коменский Я.А.

УЧАСТИЕ ВСЕХ ОРГАНОВ ЧУВСТ - Коменский Я.А.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ- Коменский Я.А.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ – Руссо Ж.Ж.

МЕТОД ЗАПИСОК - Руссо Ж.Ж.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – Песталоцци И.Г.

ГАРМОНИЧНОЕ ВОС-НИЕ ЧЕЛОВЕКА - Песталоцци И.Г.

ДИДАКТИКА - Песталоцци И.Г.

ИСКУССТВО СПОРА, ДИАЛЕКТИКА – Сократ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Аристотель

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Фребель Ф.В.

ИГРА – ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Фребель Ф.В.

ЯЩИК СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ - Фребель Ф.В.

ДЕТСКИЙ САД - Фребель Ф.В.

КНИГА «РОДНОЕ СЛОВО» - Ушинский К.Д.

ОБЕСПЕЧИЛ МИРОВУЮ СЛАВУ В ПЕДАГОГИКЕ - Ушинский К.Д.

МЕТОД СРАВНЕНИЯ - Ушинский К.Д.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Аристотель

МЕТОД ОШИБОК – Толстой Л.Н.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СЕНСОРНЫЙ МАТЕРИАЛ – Монтессори М.

ПРИНЦИП СЕРЕДИНЫ – Макаренко А.С.

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Макаренко А.С.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – Выготский Л.С.

КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ - Выготский Л.С.

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ - Выготский Л.С.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Родина образования – древняя Греция.

Термин «педагог» - пришел из Греции.

1496г. – Шотландия, первый Закон об образовании, обязывавший детей

дворян и фригольдеров посещать школу.

1706г. в России открыт «Домик для подкидышей».

1802 г. в России впервые было создано министерство народного просвещения.

С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика.

1840г. – Фребель открыл первый «Детский сад» - платный (Германия).

1845г. - первые ясли для грудных детей были открыты в Петербурге.

1863г. – первый платный детский сад в России, Санкт – Петербург(Люгебиль).

1866г. – первый бесплатный народный детский сад в Петербурге.

1866г. – первый детский сад в Москве.

1866г. - стал выходить специальный педагогический журнал «Детский сад».

1880 г. - фабричные ясли впервые возникли при Раменской текстильной

фабрике (Московская губерния).

1917г. – Венцель К.Н. создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка.

1918 г. - при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. 1918г. - открыт второй МГПФ с дошкольным отделением.

1919г. - первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (Москва).

1928г. - появился первый выпуск журнала «Дошкольное воспитание».

1937 г. - первая попытка разработать проект программы в ДУ.  

1938 г. - разработан устав ДУ и программно—методические указания под

названием «Руководство для воспитателей детских садов».   

1944 г. – принят новый устав и новое руководство для воспитателей

1962г. - Первая программа воспитания и обучения детей в дошкольном

учреждении, основной задачей было подготовка детей к школе.

1983 г. - был принят первый Закон об образовании в СССР.

1984г. - Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.

1992г. - вышел первый Закон образования в России. (в 1996г. он был дополнен).

2012г. -новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», где

впервые дошкольное образование признано первой ступенью общего

российского образования.

2013г. впервые в России был утвержден Стандарт ДО.

Министры образования в России


Фамилия, имя министра

Сроки

1.

Эдуард Днепров (избираемый)

1990 - 1992

2.

Евгений Ткаченко

1992 - 1996

3.

Владимир Кинелев

1996 - 1998

4.

Александр Тихонов

1998

5.

Владимир Филиппов

1998 - 2004

6.

Андрей Фурсенко

2004 - 2012

7.

Дмитрий Ливанов

2012 – 2016

8.

Ольга Васильева

2016 -

ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сократ

▪ Искусство спора.

▪ Диалектика.

▪" Я знаю только то, что я ничего не знаю"

Платон

▪ Воспитание с раннего детства.

▪ Игровое обучение.

Аристотель

▪Государственное образование.

Френсис Бэкон

▪ Педагогика как отельная наука.

▪ Основоположник эмпиризма.

Каменский Ян Амос

▪ Природосообразность.

▪ Теория дошкольного воспитания.

▪ Человек формируется в детстве.

▪ Возрастная периодизация.

▪ Метод драматизации.

▪ Участие всех органов чувств.

▪ Повторение и упражнение.

▪ Предшкольное и дошкольное

образование.

▪ Уважение к ребенку.

▪ Сравнение с собственными результатами.

▪ Принцип занимательности.

▪ Воспитание в труде.

Руссо Жан Жак

▪ Ребенок – личность.

▪ Выделил младенчество.

▪ В младенчестве - физическое развитие.

▪ «Всему свое время».

▪ Метод записок.

Песталоцци Иоганн Генрих

▪ Основоположник дидактики.

▪ Гармоничное воспитание человека.

▪ Воспитание с младенческих лет.

▪ Развивающее обучение.

▪ Способности развиваются в процессе

упражнений.

▪ Разработал методику школы для

малолетних детей.

Фребель Фридрих Вильгельм

▪ Общественное дошкольное образование.

▪ Термин «Детский сад».

▪ Творческие задатки.

▪ Открыл первый детский сад.

▪ Система детской игры.

▪ Теория и практика дошкольного

воспитания.

▪ Первая в мире система дошкольного

воспитания.

▪ Коллективная и фронтальная форма.

▪ Ящик со строительным материалом.


▪ Высшее проявление детской

деятельности – игра.

▪ Разнообразие ВДД.

▪ Дошкольная педагогика –

самостоятельная область.

▪ Дошкольный возраст – интенсивный

период в жизни человека.

Ушинский Константин Дмитриевич

▪ Обеспечил почетное место России в

истории мировой педагогики.

▪ Теория дошкольного воспитания в

России.

▪ «Воспитание основывается на личности

воспитателя».

▪ Опасность преждевременного обучения.

▪ Система логических упражнений.

▪ Принцип единства обучения и

воспитания.

▪ Метод сравнения.

▪ Женское образование.

▪ Последовательность в постановке

вопросов.

Толстой Лев Николаевич

▪ Принцип сознательности и активности.

▪ Обучение как творческий процесс.

▪ Установление межпредметных связей.

▪ Связь умственного и физического

развития.

▪ Метод ошибок.

▪ Эмоциональные воздействия на ребенка.

▪ Требование к воспитателю – говорить

четко и кратко.

▪ Индивидуальность ребенка.

▪ Активизация деятельности детей.

Монтессори Мария

▪ Воспитание органов чувств.

▪ Дидактический сенсорный материал.

▪ «Помоги мне это сделать самому».

▪ Система работы с умственно отсталыми.

Макаренко Антон Семенович

▪ Всестороннее образование человека.

▪ Игра – ведущий вид деятельности.

▪ Успех воспитания – до 5 лет.

▪ Принцип середины.

▪ Воспитание в коллективе.

▪ Значение театра для дошкольников.

▪ Проектирование личности ребенка.

Выготский Лев Семенович

▪ Зона ближайшего развития.

▪ Кризисные периоды.

▪ Сенситивные периоды.

▪ Коррекционная работа для детей с ОВЗ.

▪ Социализация проблемных детей.



Просмотр содержимого документа
«Игра Соответствия»

ИГРА «СООТВЕТСТВИЯ»


ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА – Френсис Бэкон

ВОСПИТАНИЕ С РАННЕГО ДЕТСТВА – Платон

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ – Коменский Я.А.

УЧАСТИЕ ВСЕХ ОРГАНОВ ЧУВСТ - Коменский Я.А.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ- Коменский Я.А.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ – Руссо Ж.Ж.

МЕТОД ЗАПИСОК - Руссо Ж.Ж.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – Песталоцци И.Г.

ГАРМОНИЧНОЕ ВОС-НИЕ ЧЕЛОВЕКА - Песталоцци И.Г.

ДИДАКТИКА - Песталоцци И.Г.

ИСКУССТВО СПОРА, ДИАЛЕКТИКА – Сократ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Аристотель

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – Фребель Ф.В.

ИГРА – ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Фребель Ф.В.

ЯЩИК СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ - Фребель Ф.В.

ДЕТСКИЙ САД - Фребель Ф.В.

КНИГА «РОДНОЕ СЛОВО» - Ушинский К.Д.

ОБЕСПЕЧИЛ МИРОВУЮ СЛАВУ В ПЕДАГОГИКЕ - Ушинский К.Д.

МЕТОД СРАВНЕНИЯ - Ушинский К.Д.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Аристотель

МЕТОД ОШИБОК – Толстой Л.Н.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СЕНСОРНЫЙ МАТЕРИАЛ – Монтессори М.

ПРИНЦИП СЕРЕДИНЫ – Макаренко А.С.

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Макаренко А.С.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – Выготский Л.С.

КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ - Выготский Л.С.

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ - Выготский Л.С.


Просмотр содержимого документа
«Исторические даты - памятка»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Родина образования – древняя Греция.

Термин «педагог» - пришел из Греции.

1496г. – Шотландия, первый Закон об образовании, обязывавший детей

дворян и фригольдеров посещать школу.

1706г. в России открыт «Домик для подкидышей».

1802 г. в России впервые было создано министерство народного просвещения.

С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика.

1840г. – Фребель открыл первый «Детский сад» - платный (Германия).

1845г. - первые ясли для грудных детей были открыты в Петербурге.

1863г. – первый платный детский сад в России, Санкт – Петербург(Люгебиль).

1866г. – первый бесплатный народный детский сад в Петербурге.

1866г. – первый детский сад в Москве.

1866г. - стал выходить специальный педагогический журнал «Детский сад».

1880 г. - фабричные ясли впервые возникли при Раменской текстильной

фабрике (Московская губерния).

1917г. – Венцель К.Н. создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка.

1918 г. - при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. 1918г. - открыт второй МГПФ с дошкольным отделением.

1919г. - первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (Москва).

1928г. - появился первый выпуск журнала «Дошкольное воспитание».

1937 г. - первая попытка разработать проект программы в ДУ.  

1938 г. - разработан устав ДУ и программно—методические указания под

названием «Руководство для воспитателей детских садов».   

1944 г. – принят новый устав и новое руководство для воспитателей

1962г. - Первая программа воспитания и обучения детей в дошкольном

учреждении, основной задачей было подготовка детей к школе.

1983 г. - был принят первый Закон об образовании в СССР.

1984г. - Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.

1992г. - вышел первый Закон образования в России. (в 1996г. он был дополнен).

2012г. -новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», где

впервые дошкольное образование признано первой ступенью общего

российского образования.

2013г. впервые в России был утвержден Стандарт ДО.

Министры образования в России


Фамилия, имя министра

Сроки

1.

Эдуард Днепров (избираемый)

1990 - 1992

2.

Евгений Ткаченко

1992 - 1996

3.

Владимир Кинелев

1996 - 1998

4.

Александр Тихонов

1998

5.

Владимир Филиппов

1998 - 2004

6.

Андрей Фурсенко

2004 - 2012

7.

Дмитрий Ливанов

2012 – 2016

8.

Ольга Васильева

2016 -



Просмотр содержимого документа
«Памятка - образование»

ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Сократ

▪ Искусство спора.

▪ Диалектика.

▪" Я знаю только то, что я ничего не знаю"

Платон

▪ Воспитание с раннего детства.

▪ Игровое обучение.

Аристотель

▪Государственное образование.

Френсис Бэкон

▪ Педагогика как отельная наука.

▪ Основоположник эмпиризма.

Каменский Ян Амос

▪ Природосообразность.

▪ Теория дошкольного воспитания.

▪ Человек формируется в детстве.

▪ Возрастная периодизация.

▪ Метод драматизации.

▪ Участие всех органов чувств.

▪ Повторение и упражнение.

▪ Предшкольное и дошкольное

образование.

▪ Уважение к ребенку.

▪ Сравнение с собственными результатами.

▪ Принцип занимательности.

▪ Воспитание в труде.

Руссо Жан Жак

▪ Ребенок – личность.

▪ Выделил младенчество.

▪ В младенчестве - физическое развитие.

▪ «Всему свое время».

▪ Метод записок.

Песталоцци Иоганн Генрих

▪ Основоположник дидактики.

▪ Гармоничное воспитание человека.

▪ Воспитание с младенческих лет.

▪ Развивающее обучение.

▪ Способности развиваются в процессе

упражнений.

▪ Разработал методику школы для

малолетних детей.

Фребель Фридрих Вильгельм

▪ Общественное дошкольное образование.

▪ Термин «Детский сад».

▪ Творческие задатки.

▪ Открыл первый детский сад.

▪ Система детской игры.

▪ Теория и практика дошкольного

воспитания.

▪ Первая в мире система дошкольного

воспитания.

▪ Коллективная и фронтальная форма.

▪ Ящик со строительным материалом.


▪ Высшее проявление детской

деятельности – игра.

▪ Разнообразие ВДД.

▪ Дошкольная педагогика –

самостоятельная область.

▪ Дошкольный возраст – интенсивный

период в жизни человека.

Ушинский Константин Дмитриевич

▪ Обеспечил почетное место России в

истории мировой педагогики.

▪ Теория дошкольного воспитания в

России.

▪ «Воспитание основывается на личности

воспитателя».

▪ Опасность преждевременного обучения.

▪ Система логических упражнений.

▪ Принцип единства обучения и

воспитания.

▪ Метод сравнения.

▪ Женское образование.

▪ Последовательность в постановке

вопросов.

Толстой Лев Николаевич

▪ Принцип сознательности и активности.

▪ Обучение как творческий процесс.

▪ Установление межпредметных связей.

▪ Связь умственного и физического

развития.

▪ Метод ошибок.

▪ Эмоциональные воздействия на ребенка.

▪ Требование к воспитателю – говорить

четко и кратко.

▪ Индивидуальность ребенка.

▪ Активизация деятельности детей.

Монтессори Мария

▪ Воспитание органов чувств.

▪ Дидактический сенсорный материал.

▪ «Помоги мне это сделать самому».

▪ Система работы с умственно отсталыми.

Макаренко Антон Семенович

▪ Всестороннее образование человека.

▪ Игра – ведущий вид деятельности.

▪ Успех воспитания – до 5 лет.

▪ Принцип середины.

▪ Воспитание в коллективе.

▪ Значение театра для дошкольников.

▪ Проектирование личности ребенка.

Выготский Лев Семенович

▪ Зона ближайшего развития.

▪ Кризисные периоды.

▪ Сенситивные периоды.

▪ Коррекционная работа для детей с ОВЗ.

▪ Социализация проблемных детей.


Просмотр содержимого документа
«Текст к презентации»


ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Человек, работающий в системе образования, не всегда задумывается об истории его возникновения. Кто стоял у истоков педагогики и дошкольной в том числе. Сегодня мы окунемся в мир истории, представим как обучали детей в древние времена, вспомним имена великих педагогов – классиков.

Прежде, чем говорить об истории возникновения дошкольной педагогики, вспомним историю образования в целом.

Понятно, что обучение детей имело место уже с появлением человека в первобытное время. Чтобы выжить, человек вынужден был обучаться охоте, рыбалке, умению вести хозяйство. В каждом племени человек обучался сам, либо его обучали близкие люди. Еще до Рождения Христова славяне считались образованным народом, владеющими различными ремеслами и искусством. И все же родиной образования признано считать древнюю Грецию. Хотя письменность появилась в Греции с конца VIII века до н.э., школ на тот период еще не было. Судя по всему, детей учили в семье счету, поэзии и религиозным обрядам. С VII века до н.э. в возрасте семи лет мальчиков забирали из своих семей в государственные казармы, где они обучались до двадцати лет. Основной упор делался на спорт и физическое воспитание, а также на танцы и музыку. Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. Девочки как будущие матери воинов также занимались физическими упражнениями, гимнастикой, танцами и музыкой (не ясно: в семье или в государственном учреждении).

О высшем образовании тогда речь не шла. Но дополнительное образование давали софисты – странствующие интеллектуалы. Собственно это и были профессиональные учителя. Одним из таких софистов был Сократ●. Искусство спора, диалектика – главное его достижение. Его тезис: " Я знаю только то, что я ничего не знаю" популярен и сейчас. ●Платон – ученик Сократа, придавал огромное значение воспитанию и считал, что воспитывать необходимо с самого раннего детства. Идея обязательного образования принадлежит ему – 360г. до н.э. Весьма привлекательны для нас его идеи, что обучение должно быть игровым. С полным основанием его считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. ● Аристо́тель – ученик Платона, придавал огромное значение государственному образованию.

В древней Греции (Афины и Спарта) образование впервые приобрело те формы, которые в общих чертах сохранились и до сих пор. Большинство терминов из области образования пришло оттуда же. Грекам мы обязаны появлению в нашем лексиконе слова «педагог». ● Правда, это был тогда всего лишь раб, сопровождавший мальчика в школу.

Учебников в греческой школе не было, учились на слух (стихи поэтов). Писали на коленях. ● Греческая система образования (особенно афинская, в Афинах в V веке не было ни одного неграмотного) считается самой прогрессивной в античном мире.


Если кратко охарактеризовать период начала нашей эры, то не лишним будет вспомнить Древний Рим. Следует отметить, что греческая система образования проникла и в Древний Рим, но имела свои специфические особенности. ● Профессия учителя в Древнем Риме приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя сами открывали школы, сами искали учеников, сами взимали плату. Преподавалось 9 дисциплин: арифметика, риторика, диалектика, геометрия, музыка, медицина, архитектура, астрономия, грамматика. Имена прославившихся мыслителей и философов того времени: Като́н, Цицеро́н, Се́нека, Квинтилиа́н.

Проведем небольшой тест (9 вопросов).

● Почему в методическом кабинете первым висит портрет Френсиса Бэкона? Потому что именно он вычленил педагогику как отдельную науку. Раньше система образования существовала как часть философии, и лишь благодаря Бэкону стала существовать как самостоятельная наука. Выдающийся английский философ, историк, юрист и политик Фрэнсис Бэ́кон (1561 – 1626) – основоположник эмпиризма. ● Источником знаний является опыт и эксперимент, благодаря которому человек находит истину. Он выделял общество и среду, так важных в становлении человека, и требовал от наставников глубокого изучения воспитанников. Он пропагандировал доступность образования для любого


ребенка. Бэкона сложно назвать педагогом, однако именно он – прародитель педагогики и был первым, кто внес педагогику в классификацию наук. Его высказывание «Знание – сила» и сейчас нам знакомо.

Впоследствии педагогика как самостоятельная наука была закреплена трудами великого чешского педагога  ● Яна Амоса Каменского (1592–1670). Предложенные Я.А. Каменским принципы, методы, формы обучения, например ● принцип природо- сообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Это – «Отец педагогики». Создатель «Материнской школы». Разработал теорию дошкольного воспитания. Обращал внимание на то, что человек формируется в детстве, сообразие с природой. Разработал возрастную периодизацию: детство, отрочество, юность, возмужалость. «Детство» - до 6 лет. «Материнская школа» в каждой семье. ● Метод драматизации, принципы от целого к частному, последовательность, от знакомого к незнакомому. Пропагандировал систему знаний, а не отрывочные сведения. Педагогике отводил главную роль, нравственное воспитание. Положил начало важнейшему дидактическому правилу: восприятие сильнее, если в нем участвуют несколько органов чувств. Дидактические принципы легли в основу «Программы воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой. Акцентировал внимание на взаимосвязи явлений. Огромное значение придавал повторению и упражнению. Один из первых мыслителей, который обратил внимание на предшкольное и дошкольное образование. «Материнская школа» рассматривалась им как 1-я ступень образования. Уважение к ребенку. Учет возрастных особенностей. ● Успехи надо сравнивать с предыдущими результатами, а не с более успешными детьми, доступная и интересная подача материала. Принцип занимательности. Воспитание детей в труде (в том числе и физическом). Против неумеренных требований к ребенку. ФЭМП – мало, много. Счет до 20 или 60, чет – нечет, примеры, величина для дошкольников. Речь, рисование, письмо – для дошкольников.

Разработал организацию школьной работы: деление на четверти, классную и урочную системы. Что прием учащихся 1р в год – осенью. В конце года – экзамены. Указания к ведению урока – одна тема и определенное время, в классе – один возраст. Школьный режим, управление школой, обязанности учителей, порядок обучения, поведение учеников, дисциплина. Против телесных наказаний. Идеи: всеобщее обучение, дисциплина, понятие школьного года.

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)французский педагог. Роман «Эмиль, или О воспитании» - педагогическое сочинение. Ребенок – личность, его не надо переделывать, а руководствоваться его природными способностями. Не ломать ребенка. Быть прежде всего человеком. Кто воспитатель: природа, вещи, люди. Выделил четыре возрастных периода: младенчество – до 2 лет, детство – от 2 до 12 лет, отрочество – 12 – 15 лет, юношество – от 15 лет. Первые годы жизни – физическое развитие (не затягивать его пеленками). ● Дань природе – всему свое время. 2- 12 лет – накопление чувств и опыта. Метод записок: приглашение на обед, прогулку. (Если сам не умеет читать, надо найти того, кто может прочесть, но бывает уже поздно. Это мотивация – научиться читать самому). Не наказывать, а сделать так, чтобы на них отразились дурные последствия его поступка.

Песталоцци Иоганн Генрих (1746 – 1827) – швейцарский педагог – основоположник дидактики, начального обучения. Он, а затем и Фребель стали говорить о гармоничном воспитании человека. До этого речь шла только о развитии ума. Природосообразность, гармоничное развитие, хорошая трудовая подготовка, что в дальнейшем поможет человеку избавиться от нужды. Час рождения ребенка является первым часом его обучения. ● Воспитание с младенческих лет. Наблюдения и опыт как основа обучения, от части к целому, наглядность, борьба с вербализмом (пустой болтовней). Развивающее обучение – великое открытие Песталоцци. Метод элементарного образования, система развития способностей. Саморазвитие детей. Элементы – «кирпичики» развития личности. Семейное воспитание. Умственное, физическое, нравственное воспитание. Учет особенностей ребенка. Основатель «народной школы». Гуманистическая педагогика. Опередил свое время – первым установил, что способности детей развиваются в процессе их упражнений. В жизни


соединение обучения с производительным трудом. Отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви. Разработал методику изучения формы «Школа для малолетних детей».

Фребель Фридрих Вильгельм (1782 – 1852)немецкий педагог, основоположник общественного дошкольного образования и основатель детских садов. Термин «детский сад» принадлежит ему. До него были детские приюты (присмотр и уход), но не включали образование. ● Создатель понятия «детский сад». Книга «Педагогика детского сада», поддерживал принципы Песталоцци. «Воспитание человека» - книга, его главный труд. Раскрытие творческих задатков. В 1816 г. открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», в котором были физические упражнения, сельскохозяйственный труд. В 1840г. открыл «Детский сад». Воспитатели – детские садовницы. Ядром педагогики считал игру. Наглядность. Система детской игры. Развитие теории и практики дошкольного воспитания. Развитие природных способностей ребенка, самораскрытие. Создатель первой системы дошкольного воспитания. Всестороннее развитие детей. ● Занятия в его садах – коллективная и фронтальная форма. Ребенок как божественное начало. Ящик с набором строительного материала – пособие для детей (его находка). Недостаток – нет связи с окружающей жизнью. Высшее проявление детской деятельности – игра. Разнообразие ВДД. Благодаря Фребелю дошкольная педагогика была выделена в самостоятельную область знаний. Три закона воспитания: самораскрытие человека, поступательное развитие человека, природосообразность. Детский сад как партнерство родителей и воспитателей. Дошкольный возраст – наиболее интенсивный период в развитии. бесконечное развитие в процессе жизни. Направленность на творчество и самостоятельность. Воспитание не должно быть насильственным.

Продолжим наш тест.

Ушинский Константин Дмитриевич (1823 – 1870)обеспечил русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики. Пропагандировал нравственность, твердый характер, воля, чувство долга. Разработал систему подготовки народных учителей. Создатель глубокой, стройной педагогической системы. По его книгам полвека обучались в России. Физический труд. Против развлекающего и забавляющего обучения. Книга «Родное слово». ● Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России. «Воспитание основывается на личности воспитателя» - его высказывание.

Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:

-не надо переутомлять детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности;

-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;

-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;

-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре. Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы.

● Ушинский К.Д. разработал систему логических упражнений, обозначил принцип единства обучения и воспитания, выдвинул идею народного образования. Особо выделял роль родного языка. Утверждал, что чем меньше ребенок, тем разнообразнее его деятельность. Выдвинул требования к воспитателю, пропагандировал женское образование. Придавал огромное значение сравнению как методическому приему в познаниях детей. Требовал последовательности в постановке вопросов к детям.

"Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)изучение внутреннего мира ребенка. Принцип сознательности и активности. Обучение как творческий процесс. «Если ребенок сам не научится творить, то и в жизни он будет подражать, копировать».



Принцип связи обучения с жизнью. ● Против зазубривания. Установление межпредметных связей. Систематическое повторение. Связь умственного и физического развития ребенка. Принцип природосообразности. Наглядность, эксперименты, опыты, экскурсии. Учитель должен стремиться к тому, чтобы после занятия у детей возникали вопросы. Методика разнообразных эмоциональных воздействий на ребенка. Метод ошибок (нарочно рисовал или говорил неправильно). Активизация деятельности детей. Требование к учителю – говорить четко и кратко. Индивидуальность ребенка. Умел проникнуть в самые дальние уголки детской души. Уважение личности ребенка.

Монтессори Мария (1870 – 1952)итальянский педагог. Дом ребенка. Невмешательство в процессы развития ребенка, а лишь создание условий. Нравственное начало, специальные упражнения для выработки послушания. Индивидуальные занятия. ● Воспитание органов чувств, разработала дидактический материал: запахи, звуки, цвет, форма, вес. Методы в сенсорном воспитании.

Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Природная индивидуальность ребенка. Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений существует до сих пор. Воспитанники детских садов Монтессори отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно. Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Оторванность от жизни, лишенные всякого элемента игры и фантазии – просто дрессировка различных чувств – негативная сторона методики Монтессори.

Макаренко Антон Семенович (1888 – 1939)великий отечественный педагог. Всестороннее образование человека. Создание педколлектива – единство, идея воспитания коллектива – дисциплина, беспризорность. ● Значение театра для дошкольников. «Игра – ведущий вид деятельности». Успех воспитания определяется в возрасте до 5 лет. Проектирование личности – индивидуальные качества ребенка. Принцип середины в воспитании, метод подражания. Чувство ответственности, разумная требовательность. Если наказывать, то должен знать, за что и после наказания – нормальные отношения. Стройная система – педагогическая логика. Считал, что работа воспитателя самая трудная, ответственная, напряженная. Сделать каждого ребенка счастливым. «Педагогика завтрашнего дня». Личностно-деятельный подход. Принципы: природосообразность, саморазвитие, самовоспитание, преемственность поколений. Педагогическая система строится на основе интегрирования этих принципов.

Вы́готский Лев Семенович (1896 – 1934)зона ближайшего развития, «моцарт психологии». Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее и именно в наше время реальная практика воспитания и обучения стала фундаментом их дальнейшей теоретической и практической разработки в сфере современного образования.

● Это зона ближайшего развития, кризисные периоды, сенситивные периоды. Он разработал методику коррекционной работы для детей с ОВЗ. Он настаивал на том, что особых детей нельзя изолировать от нормально развивающихся, а наоборот воспитывать в обычной среде. Идеи Выготского известны во всем мире.

Закончим наш тест.

Во всем мире педагогическая наука до сих пор не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.

В России всегда преобладало авторитарное образование (карцер, кнут, розги и т.д.). С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика. В 1706г. в России открыт «Домик для подкидышей», где большая часть детей умирала.  В 1802 г.


в России впервые было создано министерство народного просвещения. Первые детские сады в России стали открываться в 60–е гг. XIX в. Они работали по системе Ф. Фребеля.

● Однако Россия богата прогрессивными деятелями, идеи которых повлияли на мировое образование, в том числе на дошкольное: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, А.П. Усова, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Е.А.Флерина, А. С. Симонович и Л. М. Симонович, Е. Н. Водовозова, П.Ф.Капте́ров, Е. И. Тихеева, Л.Я. Шлягер, Ю.И.Бауцель, Е.А. Аркин и др.

● В 1863г. – первый детский сад в России, Санкт – Петербург (Люгебиль С.А.) – платный. В 1866г. – первый бесплатный народный детский сад в Петербурге при благотворительном «Обществе дешевых квартир» (занятия по системе Фребеля). В этом же году - первый детский сад в Москве. В народных детсадах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем группы были разновозрастные. Интересный факт. Мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И.Песталоцци, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» еще за 30 лет до появления первого детского сада в России. Это был еще не детский сад (просто
термина такого не существовало), но и не школа, где были собраны десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских
способностей».

В 1866г. стал выходить специальный педагогический журнал «Детский сад».

● В 1917г. Венцель Константин Николаевич создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка - начало государственной системы дошкольного образования.

В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год.

● В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. 1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением. ● В 1928г. появился первый выпуск журнала «Дошкольное воспитание». ● В 1937 г. была сделана первая попытка разработать проект программы в ДУ.    В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно—методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов».    Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. ● Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. ●   В   1962г. вышла Первая программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении – основной задачей было подготовка детей к школе. ● В 1983 г. в СССР был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения .
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду – 1984г.

● В 1992г. вышел первый Закон образовании в России, а в 1996г. он был дополнен.

● В 2012г. вышел новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», где впервые дошкольное образование признано первой ступенью общего российского образования.

● В 2013г. впервые в России был утвержден Стандарт дошкольного образования – это исторический момент в дошкольном образовании.

 

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

МБДОУ « Детский сад п. Омсукчан » АВТОРСКИЙ СЕМИНАР История дошкольного образования Старший воспитатель Жаренцова Евгения Валентиновна

МБДОУ « Детский сад п. Омсукчан »

АВТОРСКИЙ СЕМИНАР

История

дошкольного

образования

Старший воспитатель

Жаренцова Евгения Валентиновна

Внес педагогику в  классификацию наук * Основоположник эмпиризма   (опыт, эксперимент) * « Знание – сила »

Внес педагогику в

классификацию наук

*

Основоположник эмпиризма

(опыт, эксперимент)

*

« Знание сила »

Принцип природосообразности * Теория дошкольного образования * Человек формируется в детстве * Возрастная периодизация

Принцип

природосообразности

*

Теория дошкольного

образования

*

Человек формируется

в детстве

*

Возрастная периодизация

Метод драматизации * Дидактическое правило: участие всех органов чувств * Взаимосвязь явлений * Повторение и упражнение

Метод

драматизации

*

Дидактическое правило:

участие всех органов чувств

*

Взаимосвязь явлений

*

Повторение и упражнение

Сравнение с собственными результатами, а не с результатами других * Принцип занимательности * Уважение  к ребенку * Учет возрастных особенностей * Дошкольное образование как I ступень образования

Сравнение с собственными

результатами, а не

с результатами других

*

Принцип занимательности

*

Уважение к ребенку

*

Учет возрастных

особенностей

*

Дошкольное образование как

I ступень образования

Ребенок - личность * Понятие « младенчество » * Физическое развитие в раннем возрасте * Всему свое время * Метод записок

Ребенок - личность

*

Понятие « младенчество »

*

Физическое развитие

в раннем возрасте

*

Всему свое время

*

Метод записок

Основоположник  дидактики * Гармоничное воспитание человека * Обучение с момента  рождения * Наглядность * Гуманистическая педагогика * Основатель народной школы * Способности развиваются в процессе упражнений

Основоположник дидактики

*

Гармоничное воспитание

человека

*

Обучение с момента рождения

*

Наглядность

*

Гуманистическая педагогика

*

Основатель народной школы

*

Способности развиваются

в процессе упражнений

Общественное дошкольное воспитание * Основатель  детского сада * Понятие « детский сад » * Творческие задатки * Система детской игры * Первая система   дошкольного воспитания

Общественное дошкольное

воспитание

*

Основатель детского сада

*

Понятие « детский сад »

*

Творческие задатки

*

Система детской игры

*

Первая система

дошкольного воспитания

Коллективная и фронтальная форма обучения * Ящик с набором строительного материала * Разнообразие видов детской деятельности * Дошкольная педагогика как самостоятельная область знаний * Партнерство родителей  и воспитателей * Дошкольный возраст –  интенсивный   период в развитии * Творчество и самостоятельность

Коллективная и фронтальная

форма обучения

*

Ящик с набором

строительного материала

*

Разнообразие видов

детской деятельности

*

Дошкольная педагогика как

самостоятельная область знаний

*

Партнерство родителей

и воспитателей

*

Дошкольный возраст интенсивный

период в развитии

*

Творчество и самостоятельность

Мировая слава русской педагогики * Теория дошкольного воспитания в России –  Основоположник русской  дошкольной педагогики * Идея народного воспитания * Роль личности воспитателя * Роль матери * «Родное слово»

Мировая слава

русской педагогики

*

Теория дошкольного

воспитания в России

Основоположник русской

дошкольной педагогики

*

Идея народного воспитания

*

Роль личности воспитателя

*

Роль матери

*

«Родное слово»

Система логических упражнений * Принципы единства образования и воспитания * Роль родного языка * Женское образование * Требования к воспитателю * Сравнение как методический прием

Система логических упражнений

*

Принципы единства

образования и воспитания

*

Роль родного языка

*

Женское образование

*

Требования к воспитателю

*

Сравнение как методический прием

Принцип сознательности  и активности * Обучение как творческий процесс * Принцип связи обучения с жизнью * Методика эмоциональных воздействий на ребенка * Метод ошибок * Активизация детской деятельности * Речь педагога четкая и краткая

Принцип сознательности

и активности

*

Обучение как творческий процесс

*

Принцип связи обучения с жизнью

*

Методика эмоциональных

воздействий на ребенка

*

Метод ошибок

*

Активизация детской деятельности

*

Речь педагога четкая и краткая

Невмешательство в  развитие ребенка * Воспитание органов чувств * Дидактический сенсорный материал * Методы воспитания для умственно-отсталых детей * Организация специальной развивающей среды * Идея самовоспитания малыша

Невмешательство в

развитие ребенка

*

Воспитание органов чувств

*

Дидактический сенсорный материал

*

Методы воспитания для

умственно-отсталых детей

*

Организация специальной

развивающей среды

*

Идея самовоспитания малыша

Воспитание в коллективе * Значение театра   для дошкольников * Игра  – ведущий вид деятельности * Принцип середины в воспитании * Успех воспитания определяется до 5 лет * Метод подражания

Воспитание в коллективе

*

Значение театра

для дошкольников

*

Игра ведущий вид деятельности

*

Принцип середины в воспитании

*

Успех воспитания

определяется до 5 лет

*

Метод подражания

Зона ближайшего развития * Кризисные периоды * Сенситивные периоды * Коррекционная работа  –  дети с ОВЗ * Основной закон культуры развития * Детская психология * Социализация особых детей

Зона ближайшего развития

*

Кризисные периоды

*

Сенситивные периоды

*

Коррекционная работа

дети с ОВЗ

*

Основной закон культуры развития

*

Детская психология

*

Социализация особых детей

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов,А.П. Усова, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Е.А.Флерина,  А. С. Симонович и Л. М. Симонович, Е. Н. Водовозова, П.Ф.Каптеров, Е. И. Тихеева, Л.Я. Шлягер, Ю.И.Бауцель, Е.А. Арки и др.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен,

Н. И. Пирогов,А.П. Усова,

П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий,

В.А. Сухомлинский, Е.А.Флерина,

А. С. Симонович и Л. М. Симонович,

Е. Н. Водовозова, П.Ф.Каптеров,

Е. И. Тихеева, Л.Я. Шлягер,

Ю.И.Бауцель, Е.А. Арки и др.

1863 1866 1917 1918 1928 1937

1863

1866

1917

1918

1928

1937

1944 1962 1983 1984 1992 2012 2013

1944

1962

1983

1984

1992

2012

2013

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Авторский семинар "История ДО"

Автор: Жаренцова Евгения Валентиновна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Научно-практического семинара  «От творчества студента, к творчеству учёного» "
    ["seo_title"] => string(86) "nauchno-praktichieskogho-sieminara-ot-tvorchiestva-studienta-k-tvorchiestvu-uchionogho"
    ["file_id"] => string(6) "221203"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435115445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "10 класс. ИСТОРИЯ. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(38) "10-klass-istoriia-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "113597"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410539611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Презентация к  открытому уроку по литературе "Уральский сказитель Павел Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка" "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-po-litieraturie-ural-skii-skazitiel-paviel-bazhov-skaz-miednoi-ghory-khoziaika"
    ["file_id"] => string(6) "159480"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421912894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства