Методическая разработка к дидактической игре «Башкирские узоры» этнокультурной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 4-7 лет.
Автор: Сулейманова Г.Р., воспитатель.
«Красивые вещи воспитывают
творческое воображение, уважение
к народу, который создает такую
красоту, гордость за свою Родину,
которая вырастила таких
удивительных чудо - умельцев».
Максим Горький.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.
Использование в учебно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Башкирские дидактические игры»
Методическая разработка к дидактической игре «Башкирские узоры» этнокультурной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 4-7 лет.
Автор: Сулейманова Г.Р., воспитатель.
«Красивые вещи воспитывают
творческое воображение, уважение
к народу, который создает такую
красоту, гордость за свою Родину,
которая вырастила таких
удивительных чудо - умельцев».
Максим Горький.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.
Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями), оказывает общее положительно воспитывающее действие.
Кроме того, дидактические игры способствуют развитию всех познавательных процессов у детей с ОВЗ. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.
Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.
Реализация ФГОС ДО и содержание регионального компонента в ДОУ предъявляет особые требования к организации предметно - развивающей среды.
Приобщение ребенка к башкирским традициям особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте формируются его ценностные ориентации, закладываются основы социального поведения человека. Одним из самых популярных видов декоративно - прикладного искусства башкир является народный орнамент, представляющий своеобразный, исторический и значительный пласт художественной памяти народа. Понятие «орнамент» в переводе с латинского означает «украшение, узоры». Постепенно меняясь под влиянием исторических условий, религии, особенности быта, оpнамент в процессе этнических и культурных взаимосвязей, обогащается новыми фоpмами и элементами. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.
Для закрепления прeдставлений детей o народном орнаменте мы разработали и изготовили дидактическую игру «Башкирские узоры», используя для этого виниловые пластинки, основной целью которой является расширение и систематизация знаний детей о декоративно-прикладном искусстве башкирского народа, развитие моторики детей и расширение их кругозора.
Данная игра предназначена для работы с дeтьми с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 7 лет, рекомендована воспитателям ДОУ и доступна родителям воспитанников. Она знакомит с понятиями «декоративно-прикладное искусство», «орнамент», названиями основных элементов башкирского орнамента: «кускар», «ромб», «сердечко», «бегущая волна», «ограда».
Методическая разработка представляет собой последовательный алгоритм работы с данным пособием, где последовательно нарастает информационная нагрузка, усложняются игровые правила и действия, расширяются рамки материала.
Наследие каждого нaрода содержит свои индивидуальные, уникальные идеи и опыт воспитания. Очень важно сберечь эту древнейшую и самостоятельную культуру и передать ее следующим поколениям.
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предназначение: для детей 4 - 7 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формировать представления детей о культуре башкирского народа;
- продолжать знакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства родного края;
- расширять и закреплять знания детей о национальном орнаменте: познакомить с легендой о том, как появился народный орнамент, раскрыть его значение, познакомить с его особенностями, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита;
- обогатить словарь детей, названиями орнамента: «рога барана» или «кускар», «бегущая волна», «птичьи головки», «солярный знак - круг»;
- обучать детей взаимодействовать в игре со сверстниками;
- обучать детей вступать в игровой диалог по правилам игры;
- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактической игры.
Коррекционно - развивающие:
- развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения;
- развивать художественный вкус, умение видеть прекрасное;
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по региональному компоненту при ознакомлении детей с декоративно- прикладным искусством башкирского народа
для детей:
- расширение уровня знаний детей о народном искусстве;
- развитие интереса к башкирскому народному творчеству;
- развитие творческих способностей;
- обогащение словаря названиями элементов орнамента;
- развитие чувства ритма;
- развитие психических процессов и мелкой моторики.
Описание дидактической игры
Игра состоит из 2 пластинок - полей. Одна сторона представляет с собой цветок из 8 лепестков треугольной формы, с изображением разнообразного башкирского орнамента, на каждом из которых, не достает части узора, и 8 отдельных фрагментов круглой формы, соответствующие недостающим частям. Другая сторона представляет цветную основу для составления узора. К ней прилагается конвертик с готовыми элементами башкирского орнамента вырезанные из плотной ткани (фетра).
Игровая мотивация
С цельювызвать интерес к новой игре, создать состояние увлечённости у детей нашей группы мы внесли куклу Айгуль в национальной башкирской одежде. Вместе с детьми рассмотрели её наряд и закрепили названия элементов национальной одежды: платье с оборками - «кулдяк», приталенная безрукавка - «камзул», меховая шапка - «бурек».
Кукла расстроена тем, что у неё платье красивое, но не ненарядное. Она просит детей помочь ей украсить одежду и обувь башкирским орнаментом.
Айгуль поинтересовалась у детей, знают ли они, как появился узор на башкирской одежде, и что он означает. Затем кукла познакомила детей с легендой о башкирском орнаменте:
«Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу. Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях? Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказа: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует, показывает жизнь на земле».
Вторая сказала: «А я люблю животных: коз, овец, и символ моего платья - «рога барана».
А третья сказала: «А я люблю реки, озёра. И мой символ - бегущая волна».
И с тех пор люди стремились свою одежду, обувь, дом украсить орнаментами и давали узорам название».
Силуэты платья, фартука и обуви украшенные детьми совместно с педагогом, получились праздничные и нарядные.
В благодарность за оказанную помощь, кукла Айгуль преподнесла детям в подарок новую игру «Башкирские узоры», после чего познакомила детей с её правилами и игровыми действиями.
Цель игры: расширять и систематизировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкирского народа.
Игровая задача:
- помочь запомнить очертания башкирского орнамента, названия некоторых элементов узора, его композиционного строя и колорита;
- совершенствовать умения детей подбирать фрагменты узора к недостающим частям основного орнамента, правильно совмещая все линии узора;
- упражнять детей в составлении башкирского национального узора на круге;
- развивать умение составлять из элементов орнамента красивые композиции;
- развивать творчество, чувство симметрии, ритма;
- обогащать словарь детей, названиями башкирского орнамента;
Правила игры. Собрать все фрагменты орнамента, которые встречаются в изображении на лепестках цветка.
Игровые действия
Ведущий раздает поля с цветком из 8 лепестков, с изображением разнообразного башкирского орнамента, на каждом из которых, не достает части узора. Затем поочередно показывает игрокам по одному фрагменту соответствующих недостающим частям. Внимательно рассмотрев, играющие выбирают себе те элементы, которые встречаются в изображение на лепестках, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания, за тем, чтобы совпали все линии на узоре.
Подведение итогов
Выигрывает тот, кто первым выложит все фрагменты орнаментав пустые окошки и правильно расположит их на игровом поле.
II вариант игры
Количество игроков: 4, 8.
Правила игры. Собрать фрагменты орнамента, которые встречаются в росписи лепестков цветка.
Игровые действия
Дети делятся на 2 команды поровну, придумывают название. Каждой команде раздаются по одному полю с цветком и 8 фрагментов узора, расположенных на противоположной стороне.
Педагог объявляет детям, что сейчас они устроят соревнования: «Чья команда быстрее соберёт цветок».
По команде педагога, участники по одному подбегают к столу, берут по одному фрагменту узора, определяют, к какому лепестку он принадлежит, размещают его так, чтобы совпали все линии узора, затем бегут к своей команде и передают эстафету следующему участнику.
Инструкция: «Перед вами два цветка, на лепестках которых изображен разнообразный башкирский орнамент, у лепестков, которых вырезали части. Подберите к каждому лепестку подходящие элементы башкирской росписи, то есть свою «заплатку».
Подведение итогов
Выигрывает та команда, которая первой «залатает» все лепестки у цветка и правильно расположит фрагменты узора на игровом поле.
Примечание: участники команды подбирают «заплатки» до тех пор, пока цветок не будет целым. Один игрок может подобрать по 2 «заплатки».
Игру можно повторить, заменив поле на другое, то есть обменяться между командами.
Усложнение
Количество участников: от 2 и более.
Правила игры. Составить башкирский узор на круге (подносе, блюде), соблюдая ритмичность и сочетая элементы по цвету.
Игровые действия
Детям предлагается набор элементов башкирского орнамента, из которых они должны выложить узор на круге методом аппликации. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор с образцов или придумывая свою композицию.
Инструкция: «Перед вами поднос. Украсьте его башкирским орнаментом, соблюдая, правила чередование узора и сочетания его по цвету».
Подведение итогов
Выигрывает тот, кто первым и красиво выложит узор на круге.
Примечание: на начальном этапе игры можно предложить детям украшать поднос по образцу, а затем игроки придумывают свои варианты орнамента.
Литература
1. Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.
2. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.
3. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.
4. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.
5. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.
6. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.
7. Сайт http://ufaschool118.narod.ru/ORNAMENT.htm
8. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.