Просмотр содержимого документа
«Беседа для детей старшего дошкольного возраста:»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста:
«Устное народное творчество - сила народной мудрости».
Беседа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие интереса к устному народному творчеству
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству.
Задачи: 1. знакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством 2. формировать умение отличать пословицы от поговорок 3. развивать познавательную и речевую активность детей 4. побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы Рекомендации:
Материал рекомендовано разделить на 2 части: 1. Знакомство с пословицами 2. Знакомство с поговорками. После прочтения каждой пословицы или поговорки, детям задают вопросы: - Чему может научить людей эта пословица? - Отчего может предостеречь? После выслушать ответы, коллективно обсудить, подвести итог, выделить воспитательный аспект. Повторить поговорку (закрепление). Вступление Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках. Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь. Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем. Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.
Пословицы о дружбе
- Нет друга, ищи – нашёл, береги. - Сам пропадай, а товарища выручай. - Для друзей пироги – для врагов кулаки. - Человек без друзей – что дерево без корней. - Живи не скупись, с друзьями делись.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Пословицы о труде
Цель: Учить детей тому, что всего нужно добиваться самому и лень в этом случае не товарищ.
Они говорят о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла. В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.
- Труд человека кормит, а лень портит. - Без труда не вынешь и рыбку из пруда. - За много дел не берись, а в одном отличись. - Глаза бояться, а руки делают. - У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи. - Душу вложись, всё сможешь. - Больше дела – меньше слов. - Маленькое дело лучше большого безделья.
- Без дела жить — только небо коптить.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Пословицы о Родине
- Береги землю родимую – как мать любимую. - Кто за Родину горой – тот и герой. - Родная сторона мать, чужая – мачеха. - Родина мать, умей за неё постоять.
Пословицы об уважении
Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.
В русской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт.
Пословица- один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека:
- Старик — да лучше семерых молодых,
- От совета старых людей голова не болит,
- Молодой работает, старый — ум дает.
- Живы родители почитай, померли – поминай. - Кто матери не послушает – тот в беду попадает. - Отца и матерью почитать – горя не знать. - Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.
- Мать кормит детей, как земля — людей.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Все купишь, кроме отца и матери.
Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Поговорки о дружбе
- Крепкую дружбу топором не разрубишь. - Дружба и братство дороже богатства. - Вдруг не станешь друг - Друг познаётся в беде. - Без друга жить туго.
Поговорки о труде
- Терпение и труд все перетрут. - Дело мастера боится. - Делу время, потехи час. - Какие труды, такие и плоды. - Мало хотеть, надо уметь.
Поговорки о Родин
- Где родился – там и пригодился - Родной край – сердцу рай. - Нет в мире краше Родины нашей. - Пришёл незваным – ушёл дранным. - Русский солдат не знает преград. - Смелый боец – в бою молодец.
Поговорки о рассудительности
- Ум, разуму подспорье. - Ум да разум надоумят сразу. - Птица хороша пером, а человек умом.
Поговорки об уважении
- Дети родителям не судьи. - Коли есть отец и мать, так ребенку благодать. - Родительское благословение в огне не горит, в воде не тонет.
Вывод:
Пословицы и поговорки вызывают интерес не только у школьников и взрослых, но и у малышей. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».
Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
А Васька слушает да ест.(Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)
Бедному собраться — только подпоясаться. (Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего.)
Беды мучат, да уму учат.(Русская народная пословица. Означает, что когда пришла беда - это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации нужно делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в дальнейшем. Неприятности учат человека, делать выводы, анализировать каждый свой поступок, чтобы не иметь больше неприятностей.)
Бежал от дыма и упал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в трудной ситуации, то можно только ухудшить положение.)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(281) "Конспект комплексной образовательной ситуации на тему «Не забудем мы подвиг великий наших дедов и наших отцов» для детей старшего дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(171) "konspiekt-komplieksnoi-obrazovatiel-noi-situatsii-na-tiemu-nie-zabudiem-my-podvigh-vielikii-nashikh-diedov-i-nashikh-ottsov-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "239542"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444816951"
}
}