Рассказать детям о многограннности руского народного творчества. Познакомить с русским народным костюмом. Воспитывать уважение к творчеству своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа с детьми "Русский народный костюм"»
Русский народный костюм.
Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Рассказать детям о многогранности русского народного творчества. Развивать память, внимание, воображение, речь. Воспитывать уважение к творчеству своего народа.
Воспитатель: Ребята, что мы называем русским национальным костюмом?
Ответ детей: сарафан, рубаха, кафтан, шаль, сорочка и т.д.
Воспитатель: Правильно ребята. Русский национальный костюм используется с древних времён и по наши дни.
Основная мужская одежда – сорочка или нижняя рубаха. Мужской костюм по всей России был однотипным.
С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой. Посмотрите на экран и обратите внимание, как выглядел старинный русский мужской костюм. (Показ слайда).
Рубахи шились из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Штаны заправляют в сапоги или онучи при лаптях.
На территории России выделяют четыре комплекса женской одежды –
с сарафаном, с понёвой (шерстяной юбкой), с юбкой – андараком, с кубельком — распашным платьем.
А теперь посмотрим, как выглядел женский старинный национальной костюм. (Показ слайда.)
Основой женского костюма была длинная подпоясанная рубаха. Ее украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи – горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета.
И мужская, и женская одежда была украшена узорами – орнаментом. Каждый элемент орнамента имел определённый смысл:
Знак солнца означал плодородие, благополучие;
Знак воды, похожий на волну, означал веселье, радость;
Знак засеянное поле – счастье, богатство, достаток.
В орнаменте использовали в основном четыре цвета, каждый из которых имеет тоже определённое значение:
В гости приходит кукла в русском народном костюме.
Маша: Здравствуйте, ребята. Я — Машенька из сказки. Как вы думаете, из какой сказки я к вам в гости пришла?
Маша: Молодцы, ребята. Вы знаете, эта сказка называется народной потому, что ее сочинил народ. В копилке русского народа есть много чудесных сказок. Давайте вспомним их названия (дети называют).
Молодцы, вы знаете много русских народных сказок. Народ наш полон талантов, и кроме сказок создал много красивого и интересного. Например, русские народные песни. Предлагаю поплясать под одну из них.
Физминутка. Дети танцуют под песню «Ах вы, сени, мои сени».
Маша: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Он тоже создан нашим великим народом.
-Хотели бы вы носить такие костюмы?
Ответ детей: Да. К сожалению, в наше время народные костюмы носят только артисты, исполняющие русские народные песни и пляски, играющие в оркестрах русских народных инструментов, в качестве сценических костюмов.
У меня с собой есть сундучок непростой. В нём загадки живут и ответов ваших ждут.
Отгадаете загадки, он покажет вам отгадки.
(Загадывает загадки о русском костюме)
Каждый день поутру. Надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Она зовётся… (Сарафан)
Он украшает голову, На цветок похож. Весь расшит узорами, Уж очень он хорош. (Кокошник)
Головной убор крестьянки. Выбирали себе сами: И работать, и гулять - Что же нужно повязать?
Собирали в узелок. Из материи... (Платок)
Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (Рубаха)
Тепла не даёт, А без него холодно. (Пояс)
(Маша достаёт из сундука картинки-отгадки, но они рассыпаются)
Маша: Ой, ребята, пока сундучок я сюда к вам несла.
С отгадками моими случилась беда.
Рассыпались отгадки.
Скорей составьте их, ребятки.
Игра «Разрезные картинки».
Дети составляют элементы русской одежды сарафан, кокошник, платок, рубаху, пояс и называют их.
Маша: Вот спасибо, молодцы, порадовали от души.
За это подарю я вам подарки, А вы украсите их сами, ребятки. Девочкам кокошники, а мальчикам – пояса. Принимайтесь за работу, друзья.
Воспитатель раздаёт детям кокошники и пояса, а дети украшают их узорами по своему усмотрению, используя основные элементы и цвета орнамента русского костюма)
Рефлексия: Что вам понравилось? Как вы раскрасили костюмы?