Цель: Познакомить детей с космосом. Задачи: Расширить знания детей о космосе. Дать детям знания о том, кто такой астроном, что такое космический телескоп, планеты, солнечное затмение, луна, звездное небо, спутник, солнце. Материал к беседе : изображение Земли, телескопа, ракеты, солнечное затмение, луна, звездное небо, комета, планеты солнечной системы, орбитальная станция, космонавт.
Ход беседы Самая красивая и интересная из планет – это наша Земля. Вот так она выглядит из космоса – недаром ее иногда называют «голубой планетой» (иллюстрация Земли).
Астроном - человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы. Космический телескоп – главный инструмент астрономов, он чем-то похож на подзорную трубу. А чтобы тучи не мешали вести наблюдение, некоторые телескопы устанавливают прямо на спутниках (иллюстрация астронома, космического телескопа).
Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями (иллюстрация космический корабль - ракета).
Всего девять планет вращаются вокруг солнца, образуя Солнечную систему. Легче всего из планет узнать Сатурн – он имеет пояс из ослепительно сияющих колец. Самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер, до нее четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля, Марс, а за ней Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (иллюстрация планет солнечной системы).
Удивительное зрелище – комета с яркой головой и длинным хвостом (иллюстрация кометы).
Чего только нет на небе – туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Наше солнце тоже звезда – не очень большая и не очень маленькая. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Днём солнце согревает и освещает нашу планету (иллюстрация звездное небо с туманностью).
Редкое и захватывающее явление – полное солнечное затмение. В эти секунды, когда Луна закрывает собой солнце, на Земле становиться темно, словно ночью (иллюстрация солнечного затмения).
Луна – это спутник Земли, облетающий Землю за 29 дней. Она ярко сияет на ночном небе (иллюстрация Луны).
А вот так выглядит международная космическая станция на земной орбите. Постоянно, сменяясь каждые 2-3 месяца, на ней работают интернациональные экипажи космонавтов (иллюстрация орбитальная станция).
Космонавт, прежде чем полететь в космос одевает специальный костюм, который называется скафандр. Без него в космосе космонавт может замерзнуть и не сможет дышать, так как там очень, очень холодно и очень мало воздуха (иллюстрация космонавта).
Физминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Итог беседы :
1. Как называется наша планета?
2. Кто такой Астроном, что он изучает?
3. Какие планеты вы запомнили?
4. На чем космонавты летают в космос?
5. Солнце это?
6. Что такое солнечное затмение?
7. Луна это?
8. Для чего нужен космонавту скафандр?
Беседа о профессии космонавта.
Цель: рассказать детям о первом космонавте - Ю.А. Гагарине, формировать понятие о том, что профессия космонавта важна, воспитывать чувство гордости за советских космонавтов, желание быть похожими на них.
Мне сказал конструктор главный:
-Будет взлет не очень плавный...
Будет сердце, может быть,
Часто в пятки уходить...
-Задеру повыше пятки-
Вот и будет все в порядке!
И тогда за весь полет
Сердце в пятки не уйдет...
А. Шлыгин
Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах - в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.
Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях. Космическая станция "Мир" построена в России Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в космос по нескольку раз.
Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в невесомости, в безмолвном и опасном месте.
ВОПРОСЫ:
- Кто первым полетел в космос?
- Назовите фамилию первого космонавта?
- Как называется костюм у космонавта?
- Как называется место старта космического корабля?
- Какой самый быстрый вид транспорта?
Беседа в подготовительной группе на тему: Этот загадочный космос»
Цель:
познакомить с символикой созвездий,
вызвать интерес к космическому пространству;
расширить представление детей о профессии космонавта,
воспитывать уважение к этой профессии;
развивать воображение, фантазию.
Ход занятия
Воспитатель: (вопросы воспитателя сопровождаются ответами детей) Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
Воспитатель: Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?
И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.
12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.
Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают... но только во сне.
Воспитатель: А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.
Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)
А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.
А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.
Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.
Воспитатель: Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.
Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.
Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»
Воспитатель: Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.
Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».
Воспитатель: Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает?
Ответ детей: Ракеты.
Воспитатель: Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков.
Дети строят ракету, садятся на места.
Воспитатель: Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.
(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)