Упражнять в составлении рассказа по мнемо-таблицам.
Упражнять в выделении начальных гласных «а» и «у» из слов.
Продолжать формировать первоначальные навыки анализа и синтеза слияний гласных звуков.
Правильно передавать ритмический рисунок 2х сложных и 3х сложных слов.
Развивать просодическую сторону речи.
Формировать правильное речевое дыхание, длительный ротовой выдох, модуляцию, высоту и силу голоса, интонационную мимическую, эмоциональную выразительность, умение вести диалог.
Продолжать развивать артикуляционный аппарат, учить детей сочетать движения артикуляционного аппарата с движением рук Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, двигательную активность.
Коррекционно-воспитательные: Создать веселое настроение, принести детям радость, впечатления, удовольствие от полученного результата в совместной деятельности.
Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям, развитие интереса к познанию окружающего мира.
Воспитывать культуру речевого общения, дисциплину, умение понимать учебную задачу.
кружки - символ гласных звуков, смайлики настроения, картинки демонстрационные, елка, снежная полянка с листочками, шарики Су-Джок, ширма с дикими животными, дерево с корзинками, 2 игрушки белки Аля и Уля, зеркала индивидуальные, корзинка с шариками для массажа языка, мяч, «ковер-самолет», картина на стекле, « ладошки» из бумаги, мнемо-таблицы, костюмы зверят.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент «Собрались все дети в круг»
Упражнение на развитие высоты и силы голоса
Психогимнастика «Снег в лесу укутал елку»
Упражнение на развитие речевого дыхания «АУ»
Беседа о диких животных
Самомассаж «Здесь живет хмурилка»
Упражнение на общую моторику «1,2,3,4,5 в лес пошли мы погулять…»
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Самомассаж языка шариком
Песня о гласных звуках.
Анализ слияния звуков АУ
Лого-распевка: «Са-Са-Са это хитрая Лиса»
Физминутка: «Заячья зарядка»
Самомассаж рук «С шариком Су-Джок»
Пальчиковая гимнастика : Жили-были зайчики…»
Игра: « Скажи ласково»
Чистоговорка : «Ду-ду-ду…»
Игра : «Помоги Але и Уле. Звуки А и У.»
Игра: «Найди детенышей»
Игра: «Чей хвост?»
Игра: «Кто-где?»
Картина «Лесные зверята»
Составление рассказа по мнемо-таблицам.
Хоровод «Вот такие чудеса»
Сюрпризный момент
Под музыку в зал входят дети.
Организационный момент:
Логопед: Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне
И у нас весь день будет хорошее настроение.
А к нам на занятие сегодня прошли гости
Давайте повернемся к нашим гостям,
Улыбнемся и поздороваемся
Дети: Здравствуйте, гости!
Логопед: Пусть у наших гостей тоже будет ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
А теперь посмотрите все на меня.
У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы отправимся в гости к зверятам в волшебный зимний лес.
Он осенью пахнет листвой и грибами
Зимой –шапкой снежной надежно укрыт
Весной встретит трелью, полянкой с грибами
И ягодой летом тебя угостит.
Он полон тайн, загадок и чудес
Нас в гости ждет волшебный лес!
Наше путешествие необычное, сказочное, поэтому мы полетим на ковре-самолете.
Готовы? Взлетаем.
РАБОТА НАД ВЫСОТОЙ И СИЛОЙ ГОЛОСА
Просодическое упражнение «Взлет» (длительное произнесение гласных звуков с усилением голоса :а-а-а, о-о-о, и др. гласные)
Логопед: Ребята, мы летим высоко над землей или низко?(Высоко)
Скажите, над чем мы летим?
(Мы летим над домами , над городами….над горами….над морями…над лесами….)
А вот и наш волшебный лес.
Просодическое упражнение «Посадка»(длительное произнесение гласных звуков с ослаблением силы голоса у-у-у, и-и-и….и т. д)
А вот мы и в лесу!( Поворачиваемся лицом к центру зала)Какой красивый сказочный лес, все вокруг в белом искристом снегу!
Посмотрите, как красиво снег в лесу засыпал елку!
Давайте, расскажем об этом с разным настроением! Смотрите на смайлик.(Грустно, удивленно, весело)
Психогимнастика :«Снег в лесу засыпал елку».
Логопед :Тихо в лесу. Где-то здесь живут дикие животные. А почему их так называют?
Дети: Потому, что они живут в лесу
Потому что они сами строят себе жилье
Потому, что они сами добывают себе еду
Сами растят своих детенышей
Логопед :Что-то в лесу, никого не видно. Как-бы нам не заблудиться. Давайте позовем кого-нибудь!
Упражнение на развитие речевого дыхания :
-Заблудились мы в лесу ,закричали мы –АУ!
Выходит под музыку МЕДВЕДЬ: Говорят я неуклюжий, косолапый и большой
У меня большие лапы я в берлоге сплю
зимой!
Очень я люблю реветь.
А зовут меня…..
Логопед: Здравствуй, Миша! А что ты такой грустный? Наверное ,мы тебя разбудили. Дети, а где медведь спит зимой?
Дети: В берлоге.
Извини нас пожалуйста, Миша. А давай мы тебя развеселим?
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ЛИЦА : «Здесь живет….»
Медведь: Спасибо, ребята, повеселили меня.
Логопед: Мишенька , а где же все зверята лесные? Мы к ним в гости пришли.
Медведь: А ,это вам к Тетушке Сове ,она мудрая, все знает.
Идите по этой тропинке и никуда не сворачивайте.
Логопед: Спасибо тебе, Миша!
Упражнение на общую моторику:
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять,
В лес пошли мы погулять,
По тропиночке пойдем (ходят змейкой)
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали
И к лесу побежали
Ноги выше поднимаем
К Тетушке-Сове шагаем.
Логопед: Здравствуйте, Тетушка Сова!
Сова: Здравствуйте, ребятки .Как я рада видеть вас. В нашем волшебном лесу случилась беда.
Мы с лесными зверятами так же как и вы учились правильно говорить, но, вдруг, налетели неведомые силы и забрали у наших зверят все их знания и умения.
Я заглянула в Волшебную книгу и прочитала там, что помочь нам вернуть знания могут только хорошие дети, которым не жалко будет поделиться своими знаниями.
Логопед: Поможем дети?
Дети :Поможем !
Сова :Я вас приглашаю в Лесную школу.. Скоро зверята подойдут. А мне нужно лететь, в лесу еще очень много дел!
Дети садятся на стулья, на столах зеркала.
Под музыку входит Белочка:
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу В дупле, на старом дубе
Орешки я грызу. На зиму сушу опята.
Как зовут меня, ребята?
Дети: Белочка!
Белочка: Здравствуйте, дети! Помогите мне пожалуйста сделать зарядку язычка.
Логопед : Здравствуй Белочка! Садись с нами, мы о тебе сказочку расскажем.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ «Белочка»
На дубе Белочка жила
Там в дупле она спала (Окошечко)
Рано утром просыпалась Лапкой быстро умывалась (Вкусное варенье)
Гребешком чесала хвостик (Гребешок)
Вдруг, придут соседи в гости (Часики)
Потом на ветку забралась,
Там качаться принялась (Качели)
В лесу орешки запасала (Орешки)
И грибочки собирала. (Грибочек)
Веселой Белочка была,
Улыбалась всем она (Улыбочка)
Логопед: Понравилась тебе, Белочка зарядка для язычка?
Белочка: Спасибо, очень понравилась!
А я вам в подарок принесла волшебные орешки. Если прикоснуться язычком к орешку ,то он станет послушным.
Белочка показывает массаж язычка с «Орешком»
Логопед: Спасибо, Белочка за волшебные орешки, они нам обязательно пригодятся.
Прощается с ребятами.
Входит под музыку Лисичка.
Я хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый,-краса!
А зовут меня …..
Дети: Лиса!
Логопед: А почему вы думаете, что это Лиса?
Дети: Потому, что она хитрая
Лиса рыжая
У Лисы пушистый рыжий хвост.
Логопед: Верно. Здравствуй, Лисичка! Чем мы можем тебе помочь?
Лиса: Помогите мне ребята вспомнить, какие это звуки ГЛАСНЫЕ?
Логопед: Дети, давайте поможем Лисичке. Садись ,Лисичка с нами.
Логопед: Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка
Но не желают свистеть и ворчать
Послушайте песенку про гласные звуки.
ПЕСНЯ « А-О А-У……»
А какие ,дети гласные звуки мы уже знаем?
Дети :А, О, У, И
Логопед: Мы с вами уже знаем, что гласными называют звуки, которые можно петь.
Какими кружками мы договорились обозначать эти звуки?
Дети: Красными!
Логопед: Я приготовила красные кружки и сейчас буду петь гласные звуки.
АУ!
Логопед: Когда кричат АУ?
Дети: Когда кто-то заблудился!
Логопед :Открывайте ноутбук. Найдите эту картинку на экране.
Лисичка иди к доске.
Логопед: Послушайте еще раз:
Дети: АУ!
-АУ! Какой звук я спела сначала?
Дети: А!
Логопед: Правильно, а потом?
Дети: У!
Логопед: Верно. Какими кружками мы обозначим их?
Дети: Красными.
Логопед: Сколько кружков поставим на экран?
Дети: Два!
Логопед: Почему?
Дети: Вы спели два звука. Выкладывайте.
Логопед: Давайте споем их вместе!- АУ!
Логопед: Вам легко было петь эти звуки?
Дети: Да
Дети: Потому ,что их можно петь и тянуть.
Логопед: Как называются такие звуки?
Дети: Это гласные звуки!
Логопед: Замечательно! .И вы и Лисичка справились с трудным заданием. Похлопайте себе.
Давайте для Лисички споем песенку, а Лисичка нам подпоет.
Поют «Са-Са-Са- это хитрая Лиса!»
Лиса :Спасибо, ребята, побегу друзьям о гласных звуках расскажу!
Логопед: Выходите-ка ребятки на веселую зарядку.
ФИЗМИНУТКА
Раз — прыжок, (подпрыгнуть)
Два — присядка. (присесть)
Это заячья зарядка. (ладошки на голову — «ушки на макушке»
прыжки на месте)
А лисята как проснуться, (кулачками протереть глаза)
Любят долго потянуться. (потягивание с отводом рук)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами из стороны в сторону)
А волчата — спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ходит мишка косолапый, (руки на поясе)
У него кривые лапы, (ноги на ширине плеч)
(переступание с ноги на ногу)
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий Ежик.
Из-под елки слышится Ф-ф-ф-ф..
Логопед: Дети, послушайте, что это за звуки?
Кто там под елочкой в листве прячется? Давайте тихонько подойдем и посмотрим.
Логопед: Давайте Дети, научим Ежика считать. Садись Ежик с нами.
(Садимся на колени на листочки) Массаж шариком Су-Джок
По тропинке, по дорожке,(катают шарики)
Топают к нам чьи-то ножки (стучим шариком по руке)
Это Ежики, смотри,
Из лесочка к нам пришли (открывают, достают пружинку)
Первый Ежик хочет спать
Второй Ежик прыг в кровать
Третий ежик прикорнул А четвертый Еж уснул
Пятый, хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.(по очереди надевают пружинку на пальчики)
Тише, тише, не шумите, Ежиков не разбудите(кладут пружинку в шарик)
Один,2,3,4,5 Не мешайте Ежам спать!
Сколько ,дети ,всего ежат у нас получилось?
Дети: Пять ежат. Ежик: Спасибо, вам ребята, за помощь! Побегу ежат укладывать.
Дети: До свиданья, Ежик!
Под музыку входит Заяц:
Зимой я белый, летом серый
Длинноухий слишком.
Хвост пушистый у меня
Трусишка я …..
Дети: Зайчишка!
Логопед: Становись ,Зайчик с нами зарядку для пальчиков делать.
ПАЛЬЧИКОВОЕ «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»
Жили-были зайчики на лесной опушке
Жили-были Зайчики в беленькой избушке
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики, обували тапочки.
Звучит громкая музыка. Забегает Волк. Волк:
Я зубастый и сердитый
В логове живу
Когда холодно, я вою на охоту выхожу
Серый у меня бочок, а зовут меня….
Дети: Волчок.
Логопед: Дети, какой волк?
Дети: Зубастый ,сердитый , злой!
Логопед:. Давайте назовем Волка ласково, он и подобреет.
Дети: Волчик, волчек, волченочек.
Волк: Спасибо, вам дети за добрые слова, теперь и я добрым буду.
Пойдем, Зайчик, я тебя домой провожу.
Уходят .Логопед: Ну, вот ребята, и закончилось наше путешествие в Волшебный лес .
Пора нам возвращаться. Занимайте места на ковре-самолете.
Воспитатель:
=Здравствуйте, ребята! Мне тетушка Сова по скайпу сегодня рассказала, что вы были в увлекательном путешествии! А, где же вы были? ( в лесу).Давайте вместе вспомним, кого вы встретили в лесу!
Ду-ду-ду по тропинке я иду,
Ды-ды-ды вижу на снегу следы,
Де-де-де а лесные звери где?
Де-де-де каждый зверь в своей норе!
Воспитатель:
Совершенно верно! В лесу живут дикие звери! А вот и тетушка Сова снова звонит по скайпу!
Сова:
Здравствуйте, и снова я!
Рада видеть вас друзья!
Помощь ваша мне нужна-
Срочно белкам помогите,
Дружбу белячью спасите!
Картинки нужно отыскать
И в корзиночки собрать!
Воспитатель:
-Ребята, мы поможем белкам?(да).Посмотрите какие грустные белки Аля и Уля!Перепутали все картинки! Ребята, посмотрите внимательно и положите белке Але в корзиночку картинки, названия которых начинаются на звук А, а белочке Уле картинки, названия которых начинаются на звук У.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель:
Молодцы , ребята! Вы все правильно сделали!
Сова:
Снова помощь мне нужна!
Тут такое приключилось-
Прям беда у нас случилась!
Все зверята разбежались
И в лесу вдруг потерялись!
Вы скорее помогите-
Мамам всех зверят верните!
Воспитатель:
-Не беспокойся, тетушка Сова! Сейчас мы поможем найти всех детенышей! А поможет нам в этом волшебного снежка!
(Проводится игра «Чей детеныш?»)
У лисы- лисенок, лисята
У волчихи- волчонок, волчата,
У зайчихи- зайчонок, зайчата,
У медведицы- медвежонок, медвежата,
У ежихи- ежонок, ежата,
У бельчихи- бельчонок, бельчата.
Воспитатель:
-Вот теперь все детеныши нашлись!А нам снова звонит тетушка Сова!
Сова:
-Вот спасибо вам ребята!
Отыскались все зверята!
И для тетушки Совы
Фото сделали они!
Но фотограф нам попался-
Очень сильно растерялся!
Все хвосты он перепутал
И меня совсем запутал!
Воспитатель:
-Не волнуйся тетушка Сова! Это не беда! Ребята, посмотрите, какая смешная фотография получилась! Сейчас мы все вместе исправим ошибку фотографа!
(Игра « Чей хвост»)
Это хвост белячий,
Это хвост заячий,
Это хвост медвежий,
Это хвост лисий,
Это хвост волчий.
А у ежика хвоста нет!
Сова:
-Вот теперь у нас порядок!
Только высоко сижу
И никак я не пойму!
Кто где спрятался, скажите!
Рассмотреть мне помогите!
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите внимательно и расскажите тетушке Сове, кто где находится!
( ответы детей)
Белка сидит на елке,
Еж сидит под елкой,
Волк стоит справа от елки,
Лисиуа стоит слева от елки,
Медведь выглядывает из-за елки,
Зайчик стоит около ежика.
Сова:
- Вас за помощь я хвалю,
От души благодарю!
Ну, а мне уже пора!
Ждут в лесу меня дела!
( Сова отключает скайп)
Воспитатель:
-Какое сегодня было замечательное путешествие в зимний лес! Давайте на память об этом путешествии сделаем своими руками картину для детского сада и расскажем с помощью неё всем ребятам, кого мы видели в лесу!
( Дети делают картину, затем по схеме рассказывают стихотворение)
-Вышло солнце из-за тучки,
Заблестел в лесу снежок.
Вот у елки еж колючий, а под елкой- серый волк.
Спит медведь в своей берлоге,
Белка шишечку грызет,
И зайчишка на снегу,
Обхитрить сумел лису!
Воспитатель:
- Какая замечательная картина у нас получилась!Но мы сегодня с вами немного волшебники!Слышите, к нам кто-то идет!Это оживает наша картина!
(Из-за картины выходят все звери и становятся вместе с детьми в хоровод)