Просмотр содержимого документа
«Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией»
Биоэнергопластика (Описание упражнений)
Тренировка нижней челюсти.
Упражнение № 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик языка находится у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажены. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт. Показ кистью руки; 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.
Тренировка губных мышц.
Упражнение № 2. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, на обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед). упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на «два» - пальцы врозь.
Упражнение № 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.
Упражнение № 4. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.
Упражнение № 5. нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.
Тренировка мышц языка.
Упражнение № 6. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.
Упражнение № 7. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные собраны в кулак.
Упражнение № 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельно столу.
Упражнение № 9. Исходное положение6 рот приот5крыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.
Упражнение № 10. Это упражнение для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - у нижних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки – ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть – пальцы собираются в бинокль.
Примеры некоторых классических приемов артикуляционной гимнастики с подключением руки, имитирующей положение органов артикуляции:
«Хоботочек» - пальцы в щепотке,
«Горка» - кисть руки принимает форму горки,
«Чашечка» - ладонь принимают форму чашечки.
При постановке звука «Л» важно имитировать движение языка к зубам (или же сразу к альвеолам) при помощи ладони ребенка и пальцев педагога, которые выполняют роль зубов. При постановке звука «Р» важно имитировать пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д.
На этапе автоматизации звука руки педагога и ребенка, имитирующие движения язычка при произнесении отсутствующего или нарушенного являются напоминанием о том, что должен выполнять язычок и как должна проходить воздушная струя при произнесении звука. Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, каждому занятию нужно стараться придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучивать много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также.
Так же сравнение положений руки и восприятие фонемы на звук поможет ребенку на стадии дифференциации звуков намного быстрее выявить различия артикуляции смешиваемых или нарушенных звуков и более четко контролировать ее.
Для удобства использования приемов артикуляционной гимнастики с подключением руки я создала картотеку «Артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики», в которую включила все применяемые в работе артикуляционные упражнения.
Все предлагаемые комплексы упражнений можно проводить в рамках лексических тем, изучаемых в логопедической группе. Сначала все упражнения осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап «зеркала» заканчивается, а удержание статических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета. Упражнения вводятся постепенно. Логопед произносит текст, а ребенок делает упражнения.
Предлагаю также несколько игровых вариантов проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.
Кошка и горшок с молоком.
(к темам «Домашние животные», «Посуда»)
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
К крынке кошка подошла,
Сверху сливки попила
Глубже сунулась в горшок:
– Молочка напьюсь я впрок!
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой,
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка!
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес!
«Блинчик».
«Чашечка» вне ротовой полости.
«Кошка сердится».
Лакание с верхней губы широким язычком.
«Чашечка» за верхними зубами.
«Цоканье».
«Маятник».
Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.
«Болтушка».
Выставляют перед собой выпрямленные ладони.
«Корзиночка».
Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой.
Манящие движения ладонями обеих рук.
«Корзиночка».
Качают головой.
Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.
«Бегут» пальчиками рук по столу.
Весна.
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
Стучат все громче дятлы,
Синички стали петь.
Встает пораньше солнце,
Чтоб нашу землю греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из-под старой травки
Уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик
В тени, там где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
«Барабанщик».
«Качели».
«Мостик».
«Блинчик».
«Чашечка».
Чередование положений широкий – узкий язык.
«Болтушка» на верхней губе.
Согнутые пальцы правой руки стучат в выпрямленную ладонь левой.
Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.
Правая рука изображает мостик на левой.
Дети протягивают выпрямленные ладони перед собой.
Складывают ладони ковшиком.
Пальцы рук раздвигаются и снова собираются вместе.
Изображают звенящий колокольчик.
Перчатка.
(к темам «Одежда», «Дикие животные»)
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
Веселая мышка
Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила (отшлепала) всех
И отправила спать.
«Поймай мышку».
«Чашечка».
«Вкусное варенье».
«Блинчик».
«Месим тесто».
Облизывают губы круговым движением языка.
Выполняют упражнение «Мостик», затем плавно закрывают рот, обнажая зубы в улыбке.
Сжимают правой рукой выпрямленные пальцы левой.
Складывают ладони ковшиком.
Делают манящие движения кистями рук.
Протягивают левую ладонь, затем пощипывают её пальцами правой руки.
Поглаживают моющими движениями правой рукой кисть левой.
Пальцами правой руки делают на столе горку, затем накрывают её левой рукой.
Как слон на прогулку собирался
(к темам «Одежда», «Животные жарких стран»).
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
Тучи солнце вдруг закрыли,
Дождик хлынул проливной,
Капли звонкие забили
По широкой мостовой.
На прогулку слон
собрался,
Шляпу он и плащ надел,
И в прихожей обувался –
Над калошами пыхтел.
И два раза шарф пушистый
Вокруг шеи обмотал,
Зонт взял с ручкой
серебристой.
Ну, а дождик ….перестал.
Надуть толстые щеки.
«Барабанщик».
«Блинчик», затем «Мостик».
«Хоботок».
Широким языком облизываем верхнюю губу.
«Считаем» язычком нижние и верхние зубки.
Облизываем губы по кругу.
«Грибок».
«Улыбка».
Напряженные пальцы рук образуют шар.
Пальцы правой руки ритмично стучат в ладонь левой.
Дети показывают выпрямленные ладошки, затем согнутая ладонь правой руки упирается в левую ладошку.
Пальцы правой руки вытягиваются в щепоть.
Манящие движения рук.
Пальцы правой руки сжимают кончики пальцев левой руки, затем руки меняются.
Рисуют пальцем правой руки круг.
Согнутая ладонь правой руки устанавливается на вертикально поставленную ладонь левой.
Пальцы рук раскрываются веером.
Ветер
(к темам «Вода», «Животный мир морей и океанов»).
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
Ветер дует, задувает,
Пальму в сторону качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил живет на дне.
Дуют на «блинчик».
«Маятник» (кончик языка дотрагивается попеременно до левого и до правого уголка губ).
Широкая «чашечка».
«Чашечку» выдвигаем и убираем вглубь рта.
«Вкусное варенье» (широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу).
«Качели» (кончик языка попеременно поднимается за верхние и за нижние зубы).
«Мостик» (выгнутый горкой язык упирается в нижние зубы».
«Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).
Кисть правой руки наклоняется вправо –влево.
Обе руки с широко расставленными пальцами выставляются вперед, образуя круг. Кисти рук двигаются вперед – назад.
Манящие движения рук.
Кисти рук наклоняются вверх – вниз.
Согнутая «горкой» ладонь правой руки упирается в ладонь левой.
Напряженные согнутые пальцы рук изображают звериные когти.
Домик и гномик.
(к темам «Мебель», «Посуда», «Дом»).
Текст
Движения артикуляторных органов
Движения рук
Под грибом шалашик – домик,
Там живет веселый
гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет
гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем дубовый стол.
Рядом стул с высокой спинкой.
На столе — тарелка
с вилкой.
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
«Грибочек».
«Улыбка».
«Барабанщик».
«Болтушка» на верхней
губе.
Широко открывают рот.
Слизываем воображаемое варенье с верхней губы широким языком.
Выписываем руками широкий круг и выставляем раскрытые ладони.
Эти упражнения включены в еженедельные задания логопеда воспитателям по всем изучаемым лексическим темам, что способствует более быстрому достижению положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики. Так же мы собрали большую картотеку «Сказок о веселом Язычке», которую проводим с использованием метода биоэнергопластики, подбирая сказку к определенной лексической теме.
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики выдаются родителям в качестве домашних заданий, что тоже способствует достижению положительных результатов в преодолении речевых нарушений.
Для более успешного обучения грамоте мы так же применяем метод биоэнергопластики – к образу изучаемого звука добавляем пальчиковое изображение этого звука. Я создала картотеку «Пальчиковая азбука», которая используется воспитателями при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий. Для родителей мной были разработаны прописи на каждую изучаемую букву, в которые включены элементы пальчиковой азбуки.
Поскольку мимические мышцы так же относятся к артикуляторному аппарату, я в своей работе активно использую мимические упражнения для развития подвижности лицевой мускулатуры для выработки четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, усталость, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). Для удобства использования мимических упражнений я создала картотеку «Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции».
Работа по закреплению навыков применения метода биоэнергопластики продолжается в кружке «Говорящие пальчики». Была разработана программа кружка, в которую вошли игры и упражнения с пальчиками, стихотворения и сказки с использованием метода биоэнергопластики. Создана картотека «Говорящие пальчики», которая постоянно пополняется новыми интересными играми и упражнениями. Картотека пополняется и авторскими разработками.