БЛОКНОТ авторских дидактических игр по коммуникативному развитию детей 5-6 лет с ТНР
БЛОКНОТ авторских дидактических игр по коммуникативному развитию детей 5-6 лет с ТНР
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Уважаемые коллеги! Мне бы хотелось поделиться с Вами опытом работы по теме: «Дидактические игры по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста».
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровыхупражнений педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни.
Игра «Светофор настроения»
Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.
Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу.
Цель: формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками на основе уважения и сотрудничества, развитие умения находить пути решения конфликта, выходить из неприятных ситуаций.
Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Если дети не находят в чем – то согласия, то «Мирилка» всегда приходит на помощь. «Мирилка» находится в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к «Сердечку дружбы» и рассказать, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети одевают на руку игрушку-перчатку, соприкасаются ладошками или кладут свои ладошки друг другу на плечо и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись!».
Ребята знают и другие стихи - мирилки
Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей, И мириться нам скорей!
Коммуникативная игра «КОРОБКА С СЕКРЕТОМ»
Цель: Создание эмоционального фона общения, доверительности и
доброжелательности отношений между дошкольниками.
Дети просовывают руку в коробку, там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.
Методическое пособие «Мешочек для гнева»
Цель: развивать умение справляться с негативными эмоциями (гнев, злость, обида), помощь ребёнку в плане высвобождения его негативных эмоций.
У ребёнка бывает плохое настроение, когда его все раздражает и злит.
Необхоимо научить его справляться с этими чувствами. Для этого в группе появился специальный «мешочек». Ребенок весь свой гнев и злость спускает в мешочек и закрывает его. Для этого в мешочек можно громко покричать или побурчать. Можно нарисовать свою злость или обиду и сложить в мешочек. Раз в неделю опустошаем мешочек в мусорный бак. Постепенно дети учатся таким образом справляться со своими негативными эмоциями.
Игра «Собери портрет»
Цель: Развитие умения составлять портрет,
изменяя выражение лица в зависимости от чувств и эмоций человека.
Дети составляют портреты девочки и мальчика. Изменяют положение бровей, глаз, рта на лице, передавая различные эмоции людей: радость, грусть, злость, страх, испуг, удивление, восторг и т.д.
Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»
Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на стол вокруг тучки (плохие поступки) или вокруг солнышка (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).
Дидактическая игра «Калейдоскоп эмоций и чувств»
Цель: Развитие эмоциональной сферы, умение передавать эмоции и чувства через вхождение в образ других людей, животных и объектов.
На рамке изображён объект живой или неживой природы, персонаж сказки. Вариант 1. Дети подносят рамку к лицу, смотрятся в зеркало и показывают определённые эмоции и чувства. Вариант 2. Ребенок подносит рамку к лицу, изображает эмоцию, остальные дети угадывают, какую эмоцию он показал.
Работа по данному направлению немыслима без тесного взаимодействия с родителями, направленная на повышение их педагогической компетентности, развития мотивации к совместной деятельности по созданию благоприятных условий для социально-коммуникативного развития детей.
Для того, чтобы вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детейя выбрала такую форму взаимодействия как «Записочки-сюрпризы». В прихожей находится ведерко, с призывающим названием «Возьми меня», в нем записки с различными интересными заданиями и играми, в которые можно играть по пути домой. Родители по желанию могут взять одну или несколько, чтобы с пользой провести время с ребенком.
В целом реализация данной педагогической инициативы позволила достигнуть следующих результатов:
-наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников, дети активно и содержательно общаются в совместных видах деятельности
-минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников - свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;
- активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.