Просмотр содержимого документа
«Буклет речевое развитие ребенка с 1,5 до 3 лет»
Задержка речевого развития не является свидетельством каких-то умственных отклонений, но может стать серьезной преградой в социализации ребенка — его адаптации в обществе. Поэтому важно не пропустить момент и прийти малышу на помощь.
Речевое развитие — сложный многоэтапный и многокомпонентный процесс, который требует особого внимания со стороны родителей.
Вы можете помочь создать благоприятные условия для развития речи:
Уделять малышу достаточно времени — разговаривать с ним, рассказывать сказки и стишки, читать книги, смотреть мультфильмы и обсуждать их содержание, разглядывать и комментировать картинки.
Развивать мелкую моторику — играть с песком, лепить из пластилина, рисовать, делать аппликации и поделки из различных природных материалов (желудей, листочков, веточек, семян).
Тренировать память, стимулировать любознательность, интерес к окружающему миру — растениям, животным, явлениям природы.
Больше общаться с ребенком, гулять на детских площадках — в компании других детей, играть в подвижные игры.
Поддерживать благоприятный психологический микроклимат дома, в семье.
Следить за своей речью — она является образцом для подражания, поэтому слова нужно произносить четко, правильно ставить ударения, интонировать предложения.
Стараться говорить с ребенком простыми предложениями.
Постепенно вводить новые слова, показывать предметы, которые они называют.
Признаки
нарушений
речевого
развития
детей раннего возраста
( от 1,5 до 3 лет)
информационный буклет
д ля родителей
Уважаемые родители!
Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Эти процессы тесно связаны с развитием речи.
В 1,5 года объем словарного запаса детей составляет 30–50 слов, к концу 2 года – 80-100 слов, к 3 годам – примерно 300–400 слов.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.
В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.
Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Если в семье не замечают потребности ребенка в общении или общение формальное, то ребенок будет испытывать дефицит в общении, что в свою очередь может привести к замедлению речевого развития.
Своевременное и правильное становление речи — важное условие общего психического и физического развития ребенка, его здоровья, интеллектуальных способностей, успешной социализации. Поэтому родителям нужно быть внимательным к своему маленькому «говоруну» — чтобы не пропустить тревожные звоночки, сигнализирующие о задержке речевого развития.
Родителям следует обращать внимание на следующие признаки:
после 1,6 года:
не понимает своего имени; не знает, как называются предметы; не может выполнить элементарную просьбу (типа «иди сюда» или «садись»), слабо пытается повторить чужие слова; называет одним словом разные предметы (КИ (кошка) – собака, корова); не машет пока-пока, привет;
после 2 лет:
предпочитает использовать лепетоподобную речь (ня-ня, бо-бо); понимает маленькое количество слов; называет одним словом разные предметы (КИКИ (кошка) – собака, корова); не умеет составлять элементарные фразы (типа «Дай попить»);
после 2,6 лет:
искажает слова (стул – туля, платок – тёка); продолжает активно использовать лепетоподобную речь (ня-ня, бо-бо); фраза отрывистая, преимущественно состоит из существительных и глаголов «Мама бай. Папа ням-ням.»; сокращает количество слогов в словах (носки – ки, голова – гава); стойкая замена гласны в словах (гусь – гось, деда – дида, гулять – гиять);
после 3 лет:
в предложении отсутствуют предлоги (Гуляю мама. А масине); в одном предложении стойко употребляет правильную и не правильную форму слова (Ехал на машине и автобус. Нарисовал хвост у петуха и слон.); стойкие нарушение произношения слов: добавление лишнего гласного звука (терёшь на терке, вытри рота, сидел на ковёре), замена согласного звука в слове (гладу (глажу), поскаку (поскачу))