Буклет-памятка "«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
Буклет-памятка "«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО основная образовательная Программа дошкольного образования должна быть направлена на создание:
условий развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буклет-памятка "«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»»
искренность и относительная (по возрасту) независимость;
положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.
Индивидуализация –процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Тактика: сотрудничество и партнерские отношения. Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельность и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога – исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти своё место в социуме.
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО:
обеспечение разнообразия форм и содержания образования;
предоставление ребёнку возможности выборы средств и форм активной деятельности;
стимуляция развития сильных и поддержка слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения.
Также как при социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития – индивидуализации и персонализации. Содержанием индивидуализации является обретение ребенком социальной неповторимости и индивидуального стиля деятельности. Сущность персонализации отражается в способности человека пользоваться многообразием созданного им мира вещей для саморазвития и утверждения самобытности.
Памятка для педагогов
«Создание
развивающего пространства
социализации и индивидуализации дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО основная образовательная Программа дошкольного образования должна быть направлена на создание:
условий развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребёнка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребёнка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребёнка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги.
Первичная социализация – это конкретные роли, установки, восприятие норм и правил. А вторичная социализация – это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации – реализация в обществе уникальной индивидуальности личности.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. У каждого воспитанника несмотря на объективную реальность, включенную в картину мира, формируются собственные представления о социальной действительности. Моделируя образовательную среду, важно понимать, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребёнка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматичной, воспроизводящей ограничения, - зависит от её содержания и целей.
Благодаря особой образовательной среде, ДОО формирует у ребенка представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения со взрослыми и группой сверстников.
Ответственность ДОО за социализации ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребёнка.
К средствам социализации ребенка в образовательной среде ДОО относятся:
предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
язык, речевое общение;
образцы поведения значимых взрослых;
элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;
объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами.
Окружающая среда стремительно трансформируется, и главными направлениями изменения являются индивидуализация и дифференциация. Развивающая образовательная среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать её во взаимодействии с социумом.
Образовательная среда как мощный агент социализации создает условия для формирования идентичности, развития представлений ребенка о себе как о личности (личностная идентичность): «Какой я?», «Какими качествами обладаю?», «Что я умею?», «Что отличает меня от других людей?».
В тоже время образовательная среда стимулирует формирование представлений ребёнка о себе как члене общества (социальная идентичность) через социальные оценки, связи и взаимодействия, принадлежность к социальным группам. Ориентиром для социальных представлений о себе являются вопросы: «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют другие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от других?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?».
Механизмы социализации:
Включение дошкольника в следующие группы: сверстников, половой принадлежности и этнокультурной включенности, группы по интересам и др.
Взрослый в ДОО является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую образовательную среду должен задавать направления социализации.
Социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда определенный способ действия является регламентированным, социально заданным и стабилизирующим позитивные отношения. Общественные нормы социальных ритуалов обеспечивают их успешность, то есть достижение положительного результата взаимодействия.
Игра. Игровая среда.
Социализация дошкольников осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между детьми контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Игра стимулирует социальную активность ребёнка.
Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОО обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь законы функционирования общества. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает её в игре, включает собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей.
По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной вовлеченности уверенность в себе развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.
Показатели успешной социализации дошкольника:
точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
благоприятный социометрический статус (лидер, предпочитаемый и др.) ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
сформированность социальных переживаний и эмпатии;
навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения,