kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Быт народов Ямала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий будет полезен и интересен  педагогам дошкольных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Быт народов Ямала»

Быт народов Ямала

(Сценарий для старших групп ДОУ и начальных классов)

Цель:

  1. Дать детям представление о том, где и как живут коренные жители тундры.

  2. Обратить внимание на связную речь детей.

  3. Знакомство со словами на ненецком языке мя (чум), нюк (покрытие чума), сенгакоця (колокольчик), нгани( ань) торова (здравствуйте), лакамбой( до свидания).

Наглядный материал к занятию: макет чума, нарточки, хорей ;иллюстрации с изображением посуды; изделия из оленьего меха, сукна ,плетения из бисера ;поделки из дерева. Ягушка, малица, женская шапка. Детские национальные игрушки: куколки из утиных носиков, деревянные нарточки, лодочки. Две корзинки, два колокольчика. Фонограмма песни С. Няруя «Оленёнок».

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём!

Мы побываем в гостях у северных народов , посмотрим, где они живут, как они живут, чем занимаются. А какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: Ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне.

Педагог: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев и ханты. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: В тундре.

Педагог: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живём в домах, а что служит им домом?

Дети: Чум.

Педагог: Правильно, а как звучит по- ненецки слово «чум»?

Дети: Мя.

Педагог: Как вы думаете, почему именно чум?

Дети: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, он быстро и легко разбирается и собирается.

Педагог: Давайте заглянем в чум, и посмотрим, из чего он собирается, как обустроен внутри. Из чего состоит чум? (Дети садятся возле чума).

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой , которые ставятся по кругу, а сверху укрывается покрытием.

Педагог: По-ненецки покрытие называется «нюк» (дети повторяются). В зависимости от времени года чум бывает летний и зимний. Какая разница между летним и зимним чумом?

Дети: У летнего чума покрытие из брезента или бересты, а у зимнего- из оленьей шкуры.

Педагог: Ребята, а что служит полом в чуме?

Дети: Кладутся доски для пола (дети рассматривают чум внутри).

Педагог: Правильно, вначале они укладывают по три доски с каждой стороны, а между ними остаётся пространство, его называют «нейтральная полоса». По другую сторону досок- спальные места. Вначале кладут подстилку из тальника, сухой травы, чтобы было мягче и теплее, а затем укладывают оленьи шкуры, подушки, одежду ( малицы и ягушки). Ребята, а внутри чем обогревается чум?

Дети: Железной печкой.

Педагог: Правильно, в центре чума ставится железная печь, а летом разжигается костёр. С какой целью его разжигают летом?

Дети: Дым от костра отгоняет летом комаров.

Воспитатель: Правильно. Ребята, обратите внимание на мебель. Вместо обычного стола возле очага стоит невысокий столик. Здесь обитатели чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посудой. Ребята, а какая посуда у северных народов?

Дети: Посуда мелкая и крупная, и сделана она из алюминия ,дерева или бересты. (Показ иллюстраций с изображением посуды. Смотри приложение.)

Педагог: Вы обратили внимание на то, что много посуды именно из дерева?

Во время каслания обычная посуда может разбиться, поэтому ненцы и ханты вырезают её из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

Чум небольшой, а проживает в нём много людей, поэтому очень важно, чтобы у каждой вещи было своё место. Занимается хозяйством в чуме женщина. Что она делает, ребята?

Дети: Она варит еду, поддерживает порядок в чуме, обрабатывает оленьи шкуры, приглядывает за детьми.

Педагог: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на экскурсию в наш музей.

(Дети подходят к столам, на которых расположены экспонаты музея: поделки из дерева, меха, гербарии, картины и др.) . Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть и свободное время, а она большая мастерица. Что она умеет делать?

Дети: Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, занимается рукоделием: выполняет орнаменты из меха, сукна, пуговиц, металлических предметов; плетёт узоры из бисера. ( Показ изделий).

Педагог: У хозяина чума тоже много работы , а чем он занимается?

Дети: Пасёт оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Педагог: Вот как много дел у мужчины. В свободное время он также любит мастерить. Что он умеет делать?

Дети: Мастерит лодки, нарты, упряжь для оленей, вырезает из дерева посуду и игрушки детям. (Рассматривают изделия).

Педагог: Ребята, а на что похожи нарты?

Дети: На русские сани.

Педагог: Правильно, у нарт, как и у саней, есть полозья, с помощью которых они и передвигаются, есть место для сиденья и груза. Нарты делаются из дерева, без единого гвоздя, поэтому они лёгкие и удобные в обращении. О том, как возникли нарты, рассказывается в одном хантыйском предании. Вот оно. Два ханта решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один очень торопился ,не обтесал ствол, оставил с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один хант поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут- потянут и никак: сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него всё гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь хворост вместе с талой землёй тащим за собой, сил уже нет никаких». С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются. Ребята, в нашем музее есть разные виды нарт, какие же нарты бывают?

Дети: Нарты бывают ездовые и грузовые, мужские и женские, шестовые и одежные.

Воспитатель: Правильно, покажите ездовые нарты.

Дети: Ездовые нарты бывают мужские и женские. Женские нарты отличаются от мужских тем, что они немного длиннее и со спинкой, чтобы женщинам и детям было удобнее в них сидеть.( Демонстрация женских нарт).

Воспитатель: А какая особенность у грузовых нарт?

Дети: Для перевозки грузов используют крепкие нарты с деревянным ларём, для продуктов. (Демонстрация грузовых нарт).

Воспитатель: Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом. Ребята, с помощью чего управляют оленьими упряжками? Отгадайте загадку: сам длинный, голова деревянная, хвост железный.

Дети: Хорей.

Воспитатель: Хорей –это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за «деревянная голова», о которой говорится в загадке?

Дети: На один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя.

Воспитатель: А что это за железный хвост? И для чего он нужен?

Дети: Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети: Холодно.

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе тёплую зимнюю одежду. Послушайте загадку: в одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь. Что это?

Дети: Малица.

Воспитатель: Кто нам расскажет про малицу?

Дети: Малица- мужская одежда из оленьего меха с капюшоном и пришитыми рукавицами.

Воспитатель: Ребята, а почему мужчины в тундре не надевают обыкновенные шапки с ушами?

Дети: Капюшон от малицы гораздо удобнее шапки, которую сильный ветер может сдуть.

Воспитатель: У нас есть настоящая детская малица, которую носят ненецкие дети. Кто желает примерить? (Желающий надевает малицу, дети рассматривают.). На ногах мужчина носит своеобразную высокую обувь, сшитую из оленьего меха. Как называется такой вид обуви?

Дети: Кисы.

Воспитатель: Поверх малицы с суконной (тканевой) сорочкой мужчина надевает пояс с ножом. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает. Дети, а как называется женская шуба?

Дети: Ягушка (рассматривают ягушку).

Воспитатель: Чем отличается ягушка от малицы?

Дети: Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается как пальто.

Воспитатель: Так как женщина любит наряжаться, то ягушка у неё яркая, вся расшита орнаментом. Ребята, а кто нам расскажет о головном уборе?

Дети: Женщина носит шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна. А по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты.

Воспитатель: Для чего это, ребята?

Дети: Бляшки тяжёлые – шапку ветром не уносит. (Рассматривают).

Воспитатель: Есть ещё одна такая деталь к женской одежде, как «ложные» косы: это две переплетённые косы из цветных шерстяных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, бисер, монеты; косы очень тяжёлые. Для чего они женщине?

Дети: Чтобы спина была ровная, не горбилась.

Воспитатель: Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. А для женщины что является гордостью?

Дети: Сумочка.

Воспитатель: Понравилось ли вам в нашем музее? А теперь давайте представим, что мы с вами в чуме. (Дети садятся на оленью шкуру). Ой, ребята, кто- то к нам стучится!

(Заходят девочка и мальчик, одетые в национальные костюмы.)

Педагог: Здравствуйте, ребята, вы откуда?

Дети: Нгани (ань) торова! ( «Здравствуйте!»). Так здороваются ненцы. Мы приехали к вам в гости из тундры.

Педагог: Давайте знакомиться.

Девочка: Меня зовут Нгарка.

Педагог: Какое интересное имя, у нас таких имён нет. А что оно обозначает?

Девочка: С ненецкого означает «большая, старшая». А это мой брат.

Мальчик: Меня зовут Нядма, значит «помощник».

Педагог: Ребята, а когда вы шли, мы слышали какой-то звон. Это что такое?

Девочка: Колокольчики. Мама занята по хозяйству в чуме, поэтому мы гуляем одни. Чтобы мы не потерялись, она пришивает нам на одежду колокольчики. Они звенят, и мама слышит, где мы находимся.

Педагог: А мы знаем, как называется такой колокольчик по-ненецки.

Дети: Сенгакоця. Мы знаем про него песенку, давайте споём.

(Дети поют песню «Сенгакоця»).

Педагог: А ещё мы знаем нашего первого ненецкого композитора. Как его зовут?

Дети: Семён Няруй.

Девочка: Ой, ребята, мы же принесли вам подарки!

Мальчик: Мы принесли вам в подарок игрушки, которыми играем. У нас в тундре нет магазинов, поэтому игрушки мы мастерим своими руками, а родители нам помогают. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей (достаёт из корзинки и дарит мальчикам игрушки из дерева).

Девочка: А девочки играют вот такими куколками ( достаёт из корзинки и дарит девочкам самодельные куклы). Куклы мы делаем из утиных носиков и шьём одежду, похожую на нашую.

Педагог: Спасибо вам, Нгарка и Нядма, за подарки. Мы тоже вам сюрприз приготовили. Мы покажем вам сказку, а пока наши артисты готовятся, послушайте песню в исполнении С.Няруя (дети слушают песню «Оленёнок»).

(Инсценировка сксазки «Кукушка»).

Педагог: Нгарка, Нядма, а у вас в тундре встречаются такие ребята?

Дети тундры: Нет, у нас ребята дружные, девочки помогают маме в чуме по хозяйству. Мальчики с папой ходят на рыбалку, вместе охотятся. Мы вам принесли угощение. Любимое блюдо у ненцев- рыба, угощайтексь, пожалуйста.

Педагог: До свидания, ребята, приходите ещё в гости!

Дети тундры: Лакамбой!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Быт народов Ямала

Автор: Дедова Анна Юрьевна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема " Коренные народы Ямала  и особенности спортивных национальных игр" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-koriennyie-narody-iamala-i-osobiennosti-sportivnykh-natsional-nykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "130105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415817674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Интегрированный урок физической культуры и  культуры народов Крайнего Севера   по теме «Игры народов Севера». "
    ["seo_title"] => string(116) "intieghrirovannyi-urok-fizichieskoi-kul-tury-i-kul-tury-narodov-krainiegho-sieviera-po-tiemie-ighry-narodov-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "130097"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415816138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по культуре народов Ямала "Марафон знатоков родного края""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-kul-turie-narodov-iamala-marafon-znatokov-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "209055"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431009561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Сценарий спортивно-познавательного досуга  для детей 6-7 лет  «ЯМАЛ - мой край родной!»"
    ["seo_title"] => string(77) "stsienariisportivnopoznavatielnoghodosughadliadietiei67lietiamalmoikrairodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "260746"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448993766"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Материалы для классного часа "Патриот Ямала - патриот России""
    ["seo_title"] => string(62) "matierialy-dlia-klassnogho-chasa-patriot-iamala-patriot-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "340375"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471929446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства