Просмотр содержимого документа
««Через игру к знаниям»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63»
«Через игру к знаниям»
Силаева Н. А.
учитель-дефектолог
МБДОО №63
Игра – ведущая деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Система поступления знаний к детям через игровую деятельность следующая:
Поступление знаний посредством игры.
Усвоение знаний, где знания адаптируются непосредственно к каждому ребенку для лучшего их усвоения.
Закрепление/автоматизация знаний с последующей передачей имеющихся знаний через игровые приемы другим детям.
В зависимости от сложности игрового материала порядок усвоения игры для данной категории детей следующий.
Первыми даются конструктивные игры, которые помогают детям вступить в контакт, создают эмоционально - доброжелательный фон деятельности детей. Кроме того, данные игры наиболее доступны детям, помогают им получать первые устойчивые знания легче, чем другие виды игр.
Конструктивные игры тесно связаны с играми на сенсорное развитие, которые помогают в процессе поступления знаний на тактильное ощущение, зрительное восприятие. Обогащают знания геометрических фигур, цветового гнозиса, величины предмета, которые начинаются от простого варианта с последующим усложнением.
Следующими идут игры на классификацию предметов, знание обобщающих понятий, которые начинаются с умения объединять предметы в различных видах: только круги, только красные, только мебель или посуда, а так же закрепляют лексические темы
Игры на развитие психических процессов, таких как память, внимание, логическое мышление закрепляют полученные знания, помогают устанавливать причинно-следственные связи, выделять лишнее.
Игры на развитие пространственно-временных отношений помогают не только определять особенности времен года, суток или определять местоположение предмета, но и помогают сделать речь детей более развернутой, интересной, насыщенной. В речевых играх дети получают умения последовательно излагать события, согласовывать слова между собой и обогащать словарный запас.
Большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. Не менее важным при этом является насыщенность среды. Большое количество предметов не дает возможности детям сосредоточить внимание на конкретных из предлагаемых предметов. Наилучшим подходом к реализации игровой, познавательной и творческой активности детей будет правильно подобранное количество предметов в соответствие с целями и задачами каждой деятельности. Большое значение имеет величина и эстетическое оформление материала.
Мы знаем, что детям можно предложить беседу по сюжету известной сказки, рассматривание иллюстраций из сказки, а затем возможность инсценирования предложенного сюжета с помощью выкладывания на фланелеграфе или с помощью движений. Интересным для детей будет моделирование различных ситуаций. Не следует сбрасывать со счетов возможность развивать речь ребенка, его мыслительные способности при помощи создания макетов.
Макет - это основа: твердая или мягкая, соответствующе иллюстрированная нейтральным образом. Подобные макеты важны для создания детьми определенного образа. Кроме того, дети часто конструируют из деталей, создавая целый объект. Макет – это вариант создания определенного объекта, целостной картины сюжета и т.д. Макет помогает развивать у детей пространственную ориентировку, умение ориентироваться на листе бумаги, в схеме.
Основные макеты, которые наиболее часто применяются в работе с детьми дошкольного возраста – это дидактические игры, такие как
«Лето в деревне»
«Зоопарк»
«Городок на столе»
«Пригласим гостей»
К каждому макету прилагается набор объемных предметов. Плоскостные предметы тут не подойдут, так как создание макета предполагает объемность для создания образа, наиболее близкого к реальному, часто встречаемому как в жизни взрослых, так и в жизни детей.
Расположение такого макета может быть как на полу, так и на ковре, столе. Организация любого макета требует серьезной подготовки со стороны взрослых. Необходимо точно представлять конечный результат предполагаемой деятельности и подготовить необходимое количество деталей. Детали должны соответствовать возможностям ребенка, развитию его общей и мелкой моторики. Если ребенку будет сложно осуществлять захват предмета, возможность поднять его и перенести на иное место, то у ребенка не сможет развиваться интерес к деятельности. Без заинтересованности самим предметом: его красочности, привлекательности, точности деталей не будет возможности развить творческое воображение. Последовательное расположение предметов на макете поможет ребенку развить умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать память, устойчивое внимание.
Литература:
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно – методическое пособие – М.: «Гном – Пресс», 2000
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с задержкой психического развития. – М.: «Владос», 2004.