kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня весь мир стоит перед прблемой интереса книгой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)»

Пояснительная записка по теме самообразования

(2020-2021 уч. год)

«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)

Афониной М.Н.

Актуальность – сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.

Ожидаемый результат:

Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять сказки по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Пополниться словарный запас детей, расшириться кругозор, будет развито внимание, память, мышление.







































Перспективный план работы

по самообразованию на 2020-2021уч.год

воспитателя Афониной Марины Николаевны


Год

Проблема

Тема

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности



2020/2021

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

1


Изучение нормативно- правовых документов. Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию речи у детей, определение основных целей.

Отчет о проделанной работе на совещании при руководителе.

Составление перспективного плана работы по теме самообразования. Анкетирование родителей.

2

Планирование работы. Создание развивающей среды; картотек пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок; картотек русских народных сказок

Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей.

3




















Введение упражнений на активизацию словарного запаса, игр-драматизаций по мотивам любимых художественных произведений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.


Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.

Консультации:

«Сказка в жизни ребёнка», «О пользе чтения»,



«Русская народная сказка как средство развития речи у дошкольников»,

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

4


Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога. Отчет о проделанной работе на итоговом педагогическом совете

























Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ручеек»

г.. Ртищево Саратовской области













Отчёт по теме самообразования :

«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки) за 2020 - 2021 уч. г











Подготовила : воспитатель М.Н.Афонина

(высшая кв. категория)













2020-2021 уч. год

Отчёт по теме самообразования за 2020 - 2021 уч. год.

«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Тема «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки) мне показалась значимой и актуальной, поэтому я занялась её изучением через самообразование. Тема изучалась 1 год.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.

Был составлен перспективный план работы с детьми по теме.

С родителями были проведены индивидуальные беседы по развитию речи детей и консультации:«Сказка в жизни ребёнка», «О пользе чтения», «Русская народная сказка как средство развития речи у дошкольников»,

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»



В результате работы :

Дети стали самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять сказки по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Пополнился словарный запас детей, расширился кругозор, улучшилось внимание, память, мышление.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Афонина Марина Николаевна

Дата: 08.08.2021

Номер свидетельства: 585112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Тема: «Встреча с Морозко»."
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiiedliadietieistarshiegodoshkolnogovozrastatiemavstriechasmorozko"
    ["file_id"] => string(6) "297381"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456169521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства