Просмотр содержимого документа
««Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)»
Пояснительная записка по теме самообразования
(2020-2021 уч. год)
«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)
Афониной М.Н.
Актуальность – сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Речь– инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять сказки по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Пополниться словарный запас детей, расшириться кругозор, будет развито внимание, память, мышление.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2020-2021уч.год
воспитателя Афониной Марины Николаевны
Год
Проблема
Тема
Этап
Содержание работы
Результат/форма отчетности
2020/2021
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
1
Изучение нормативно- правовых документов. Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию речи у детей, определение основных целей.
Отчет о проделанной работе на совещании при руководителе.
Составление перспективного плана работы по теме самообразования. Анкетирование родителей.
2
Планирование работы. Создание развивающей среды; картотек пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок; картотек русских народных сказок
Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей.
3
Введение упражнений на активизацию словарного запаса, игр-драматизаций по мотивам любимых художественных произведений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.
Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.
Консультации:
«Сказка в жизни ребёнка», «О пользе чтения»,
«Русская народная сказка как средство развития речи у дошкольников»,
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
4
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога. Отчет о проделанной работе на итоговом педагогическом совете
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ручеек»
г.. Ртищево Саратовской области
Отчёт по теме самообразования :
«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки) за 2020 - 2021 уч. г
Подготовила : воспитатель М.Н.Афонина
(высшая кв. категория)
2020-2021 уч. год
Отчёт по теме самообразованияза 2020 - 2021 уч. год.
«Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки)
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Тема «Чтение художественной литературы как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (Русские народные сказки) мне показалась значимой и актуальной, поэтому я занялась её изучением через самообразование. Тема изучалась 1 год.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Был составлен перспективный план работы с детьми по теме.
С родителями были проведены индивидуальные беседы по развитию речи детей и консультации:«Сказка в жизни ребёнка», «О пользе чтения», «Русская народная сказка как средство развития речи у дошкольников»,
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
В результате работы :
Дети стали самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять сказки по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Пополнился словарный запас детей, расширился кругозор, улучшилось внимание, память, мышление.