О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – УЧЕНИК – со всеми плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что требует от ребенка максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 мин) и обилие новых впечатлений. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго. Словом, большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические), за которые организм ребенка платит порой самой дорогой «ценой» – здоровьем. Мы, взрослые, не всегда видим и понимаем это.
Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам и называется адаптацией.