Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?
Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?
Знайте!
Уровни понимания речи у детеймогут быть различны: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных).
Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Они владеют довольно большим пассивным словарём, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они всё понимают, только не говорят.
У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удаётся установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?»
Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?
Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие.
Знайте!
Уровни понимания речи у детеймогут быть различны: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных).
Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Они владеют довольно большим пассивным словарём, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они всё понимают, только не говорят.
У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удаётся установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
Это важно!
Первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями (то есть первичное понимание речи) образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением 1 предмета, который оно обозначает.
Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Нарушения зрительного и слухового восприятия в значительной степени задерживают развитие понимания речи.
Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создаётся благодаря зрительно-моторной координации. Ребёнок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует.
Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?
В первую очередь необходимо определить уровень понимания ребёнком обращенной речи.
Уровень
Характеристика понимания речи
Нормативный показатель
I
У ребёнка выражено речевое внимание, он прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса
3–6 мес.
II
Ребёнок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д.
6–10 мес.
III
Ребёнок понимает названия отдельных предметов и игрушек:
- понимает только названия предметов и игрушек;
- узнаёт их на картинках;
- узнаёт их на сюжетной картинке
10–12 мес.
12–14 мес.
15–18 мес.
IV
Ребёнок понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и др.
- понимает двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.;
- понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чём ты сидишь?», «Во что играешь?»
2 года
2 года 6 мес.
V
Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки
2 года 6 мес. –
3 года
VI
Ребёнок понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации
к 4 годам
Приёмы развития понимания речи.
Если ребёнок неговорящий? Если неговорящий ребёнок имеет низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании живой речи (без гаджета) ребёнок может начать говорить.
На первом этапе доречевого развития используются следующие приёмы развития понимания речи:
запоминание названий простых движений (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;
запоминание названия некоторых окружающих предметов;
формирование обобщающих понятий: «собака» – резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображённая на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;
выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;
выполнение действия с предметами, названия которых детям известны.
Помните! В ходе дальнейшего развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребёнок сосредоточил своё внимание, и те действия, которые его привлекают!
Поэтапное расширение объёма понимания речи:
Развитие понимания названий предметов и действий в той ситуации, в которой ребёнок находится (игры «Одень куклу», «Строим башню»).
Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьёт, сидит, спит, бежит).
Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).
Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чём? – для выяснения местонахождения предметов.
Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (У кого?) – для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везёт мама?»).
Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).
Выполнение действий в определённой последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (игра «Поручение»).