Просмотр содержимого документа
«Cтатья " Роль старшего поколения в воспитании дошкольников "»
Проект «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»
Актуальность : Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство способствует развитию речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
Пословицы, скороговорки и потешки являются богатейшим материалом для формирования речи и словаря детей. Когда мы развиваем чувство рифмы и ритма мы готовим дошкольников к дальнейшему восприятию поэтических произведений, формируем интонацию.
Игры , содержащие фольклорный материал способствуют овладению родной речи, традициям своего народа. Т.Тарасова считает , что в процессе данных игр происходит развитие не только речевого аппарата , но и мелкой моторики.
Воспитание у дошкольников уважения и любви к национальной культуре происходит через:
Дидактические игры и упражнения;
Рассматривание книжек – малышек , иллюстраций;
Игры драматизации;
Тематические развлечения и праздники;
Подвижные народные игры.
Цель проекта: обогатить знания о мордовской культуре.
Задачи:
1. выявить особенности восприятия мордовского фольклора детьми дошкольного возраста;
2. разработать содержание и методику ознакомления дошкольников с фольклорными произведениями разных жанров, обратив внимание на единство содержания и формы произведений, специфику жанров и особенности использования средств художественной выразительности;
3. определить пути развития словесного творчества дошкольников па тему фольклорных произведений;
Особую значимость народный фольклор приобретает в период привыкания дошкольника к новой обстановке. Именно в это время потешки и прибаутки вступают в силу и способны изменить настроение ребёнка, помочь ему адаптироваться в новой социальной среде. Важнейшей предпосылкой решения речевых задач в дошкольном учреждении является комфортная ,доброжелательная обстановка, способствующая плодотворному включению ребёнка в процесс, особенно в первые дни нахождения в детском саду.
Фольклорно – игровые занятия проводятся не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагаются соотнося с их речевыми возможностями. На фольклорно – игровых занятиях используются приёмы действенного соучастия детей, привлекаются к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.
Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить словарный запас у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С помощью разучивания поговорок и пословиц формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.
Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.
Перспективное планирование работы над развитием речи дошкольника( октябрь,ноябрь)
Месяц
Неделя
Тема,цель
Форма
Совместная деятельность с детьми
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
I
«Красивые флажки»
Цель:1)Познакомить с флагом республики Мордовия;
2)Закреплять умение чередовать изображение по цвету.
НОД
Аппликация мордовского флага
II
«Природа Мордовского края»
Цель: Познакомить с растительным и животным миром мордовского края.
Беседа
Рассмотрение открыток,иллюстраций
III
«Как собака друга искала»
Цель:Формировать интерес к устному нарордному творчеству мордовского народа.
НОД
Беседа
IV
«Мордовский национальный костюм»
Цель: Формирование патриотического чувства у детей посредством ознакомления с мордовским народным костюмом.
НОД
Беседа;
д/и «Одень куклу»
Н
О
Я
Б
Р
Ь
I
«Наша родина- Мордовия»
Цель: Уточнить, углубить знания о Мордовии( столица, территория ,язык)
2) Прививать желание заботиться о своих близких и родных.
НОД
Аппликация
III
«Мордовская матрёшка»
Цель:Познакомить с национальной деревянной игрушкой-матрёшкой,историей её возникновения, воспитывать любовь к малой родине,бережное отношение к её традициям.
Беседа
д\и «В гостях у матрёшки»
IV
«Изготовление подарка мамам «Птичка»
Цель:1) Воспитыватьжелание радовать близких,
2) Расширить представления о народных игрушках
НОД
Рассмотрение народно-прикладного творчества
Конспект занятия по развитию речи : «Фольклор родного края»
Программное содержание:
-продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;
-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;
-продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
- развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
-воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;
-развивать поэтический слух, речь, умение чувствовать богатство литературного языка;
-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе .
Ознакомление с мордовской потешкой « Ах, девочка, красавица».
П/И « В горшки».
Сюрпризный момент.
Загадки.
Д/И « Угадай сказку»
Украшение костюмов сказочных героев мордовским орнаментом.
Итог. Заключительная беседа.
Ход НООД
Дети проходят в группу, становятся в круг.
В: Ребята, я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)
Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)
В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?
Д: Ответы детей (на мордовском)
После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.
В:Ребята как называется город, в котором мы живем?
В: Как называется наша Республика? Чем она знаменита?
( ответы детей)
В: Наш край богат ещё и фольклором. А вы знаете, что такое фольклор?
Д: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
В: А кто их сочинил?
Д: Народ.
В: «Фольклор»- переводится, как «народная мудрость».
В: Как у нас в Мордовии уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
В: В Мордовии живёт трудолюбивый народ. Что это означает?
( ответы детей)
В: Есть такая пословица: «Делу время, потехе час».
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
В: А какие пословицы знаете вы?
Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
1. «Поспешишь- людей насмешишь».
2. «Кизоть етафтсак работазь, тялонда моронят морат». (Лето в труде проведешь, зимой песни поешь) .
3. «Мезе видят, сянь и нуят. (Что посеешь, то и пожнешь)» .
4. «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок». (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
В: вот и у нас пришёл потехе час.
В: предлагаю прокатиться на карусели!
(Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
В: -Ну хорошо, ребята, садитесь
В: У всех сегодня хорошее настроение? Никому не грустно? А если кто то грустит, что можно сделать?
В: Весело стало? А какие слова вам показались смешными?
В: а еще можно рассказать небылицу. Что такое небылица?
( дети рассказывают небылицы которые знают и сочиняют)
П/И « В горшки»
В: Посмотрите, шкатулка. Что в ней лежит? А узнаем мы, если отгадаем загадки.
( загадки)
Воспитатель открывает шкатулку.
Ребята, посмотрите, здесь герои сказок.
Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации к мордовской сказке «Кот и Лиса»
В: -Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?
Д: - «Кот и Лиса»
В: -Как в сказке называют кота и лису?
Д:- Котофей Иванович и Лисафья Ивановна.
В:- Молодцы, все верно!
Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Свинка».
В: - Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?
Д:- Эти персонажи из мордовской сказки «Свинка».
В: А вот лиса в фартуке, медведь в рубахе. Но только они какие-то не яркие. А давайте мы разукрасим наряды героев мордовским узором, и они будут вам гостинцами.
Дети берут готовые штампы и украшают мордовским орнаментом фартук лисы и рубаху медведя.
В: О чём мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
Мордовские народные сказки.:
Восьминогая собака
Жил-был старик со старухой. Пошли они как-то в парму, в лес северный, за черникой. Собирают ягоды в набирушки, смотрят, бежит к ним какой-то зверь чудной.
- Ты кто? - спрашивает старик.
- Я собака, - говорит зверь. - Возьмите меня к себе.
- Да на кой ты нам нужна! - рукой машет старуха. - Нам вдвоём-то мудрено прокормиться, да ещё ты.
- Горемыка я несчастная! - заскулила, заплакала собака. - Весь свет обегала, никто меня к себе не берёт. Четыре лапы стерла, скоро остальные четыре сотру, а потом и помру. Ойя да ойя!
- Не то у тебя восемь лап было? - спрашивает старик.
- Восемь, как есть восемь, - отвечает собака. - Раньше все собаки восьминогими были, шибче всех зверей бегали.
- Ну а с четырьмя ногами ты нам и вовсе ни к чему, - старуха говорит.
- Головушка моя горькая, - снова заскулила та. - Последняя собака я на всём белом свете. Как изотру последние лапы, вовсе мой род прервётся. Возьмите меня, несчастную, я буду в конурке жить, дом вам сторожить.
- Старуха, а старуха, может, возьмём её к себе? - старик уговаривает.
- Хоть она и с изъяном, а жалко всё ж таки, ежели последняя собака на земле вымрет.
- Кабы она о восьми ногах была, - вздыхает старуха. - Да уж ладно, пожалеем эту уродину на четырёх ногах.
Взяли они собаку к себе. Ничего, привыкли к четвероногой. Собака дом сторожила, со стариком на охоту ходила. От неё и повёлся род четвероногих собак.
Старику со старухой надо спасибо сказать, а то бы и таких на земле не осталось.
Как собака друга искала
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему: — Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить! — Давай, — согласился зайка. Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся. — Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест. «Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит: — Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить! — Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет. Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку: — Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас. «И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».
Пошла она к медведю: — Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить! — Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку: — Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет. «Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку: — Человек, давай дружить, вмести жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Лиса и медведь
Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит: — Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём. — А ты меня не обманешь? — Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. — обиделась лиса. — Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится. — Ладно, — согласился медведь. Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову — теперь сама не рада.
Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит: — Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки? Ботва у репы была сочная, густая. «Возьму-ка я вершки, — надумал медведь. — В корешках много ли проку!..» Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да еще смеются над ним: «Эх ты, детинушка-простак!» Рассердился медведь. «Ладно, — думает, -в другой раз я не оплошаю».
Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит: — Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при дележке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать. Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала: — Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить... Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай. — Что себе возьмешь, Мишенька, — спрашивает лиса, — вершки или корешки? — Корешки! — сказал медведь. — Как хочешь, соседушко, как хочешь, — умильным голосом пропела лиса. — Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остается. Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки.
Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем еще пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь. — Ну, — говорит, — соседка, это тебе даром не пройдет! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревет, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет. Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревет — ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк — и поминай как звали.
Когда медведь замолк, открыл глаза — а лисы давно и след простыл.
Мордовские потешки:
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел!
«Этот пальчик — я»
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! Кушать всем идти пора.
«Колыбельная»
Баю-баю-баюшки, В огороде петушок, Петя громко поет, Кате спать не дает. А ты, Катенька, усни. Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать — не гулять, Только глазки закрывать. Люли-люли-люленьки, Летят сизы гуленьки. Летят гули вон, вон, Несут Маше сон, сон. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать.
Бай, бай, бай, бай, Ты, собачка, не лай, И в гудочек не гуди - Нашу Натусю не буди. Ходит сон по горе, Носит дрему в рукаве, Всем детишкам продает, Нашей Ане так дает.
Бай, бай, бай, бай, Настю, бука, не пугай! Мы дадим тебе чайку, Два кусочка сахарку, Еще пышки да пирог. Уйди, бука, за порог, Куда хочешь уходи, Только Настю не буди.
Баю-баю-баюшок, Кладу Настю на пушок - На пуховую кровать, Будет Настя крепко спать. Ходит сон по хате В сереньком халате, А слониха под окном - В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.
Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Владюшку накормить. Один скажет — кашкою, Другой — простоквашкою, Третий скажет — молочком И румяным пирожком.
Мордовские народные игры:
В прятки
Весенняя и летняя игра мальчиков и девочек. Число играющих не ограничено.
Содержание и условия игры
С помощью считалки дети выбирают водящего. Считалки бывают разные. Например, такие:
1.Штирине, вирине,
Попороски, мороски,
Шупки, лапки,
Богача лопатки.
2. Шарага, варага,
Ведьма, лудьма,
Дикий, викий,
Перевикий,
Шоша, ковка,
Иван - дуду,
Маков — Яков,
Клек!
На кого пал жребий, тот будет водящим. Он закрывает глаза или прислонится лбом куда-нибудь в стену, в ворота, в толстое дерево и громко, чтобы далеко было слышно, начинает выкрикивать свою считалку. Остальные играющие в это время прячутся кто где может. По окончании своей считалки водящий откроет глаза и направляется на поиски. Как только кого-нибудь обнаружит, оба — и водящий и прячущийся — бегут к месту, откуда разбрелись прятаться. Если водящий успеет дотронуться до найденного, то второй становится водящим.
Новый водящий произносит свою считалку, затем идет искать.
За капустой
Игроки, взявшись а руки, образуют круг – «огород». В одном месте цепь разорвана – это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.
Консультация для родителей : «Роль мордовского фольклора в развитии малыша»
В современном обществе остро стоит вопрос возрождения культурного наследия, включение в воспитание детей традиций и обычаев мордовского народа.
Период дошкольного детства является благоприятным для знакомства с национальной культурой и историей.
Основной задачей, стоящей перед педагогами ДОУ и родителями является воспитание в детях чувства гордости и уважения за свою малую родину.Важно с раннего детства заложить в малышей знания о могуществе , богатстве нашей родины.
Знакомство детей с мордовским фольклором является неотъемлемой частью воспитания и развития ребят с раннего детства. Это положительно влияет на адаптацию детей в новой социальной среде, развитие речевого аппарата, слуха, чувства ритмики.
Начиная с первой младшей группы знакомство детей с мордовским фольклором начинается с колыбельных песенок. Отшлифованные временем колыбельные песни знакомят ребенка с красотой родного языка. Их высокохудожественные тексты имеют неповторимую эмоциональную окраску, которая достигается путем умелого использования народом различных художественных приемов и средств. Мордовские колыбельные песни представляют собой прекрасные образцы устного народного творчества. В них оживает каждая строчка. Особенно удачно подбираются сравнения, эпитеты, которые играют особую роль в создании ярких и красочных образов, особенно привлекательных для детей. Любовь матери к ребенку выражается обычно с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Все окружающие предметы и животные называются обычно ласково, в уменьшительной форме.
Как правило, стихи в мордовских колыбельных песнях рифмованные. Для них характерна смежная и многократная рифмовка.
Мордовские колыбельные песни отличаются своеобразием и в композиционном отношении. Во всех текстах, за редким исключением, имеется традиционный зачин, периодически повторяемый в качестве рефрена. Слова зачина могут и замыкать тексты. Колыбельные могут строиться как монолог матери, обращенный к ребенку, различным животным, птицам.
В течении времени дети запоминают их наизусть и находят им применение в играх «Дочки матери», ведь игровая деятельность является ведущей в этот период взросления. Игра имеет не малое значение чем народная поэзия, легенды, сказки. Народные мордовские игры несут в себе символичную информацию о прошлых событиях, традициях. Влияют на развитие творческого потенциала, умственной активности, двигательной, удовлетворяют малышей в познании окружающей среды.
Большую роль в открытии для ребёнка мира человеческих чувств играет мордовская детская литература ( сказки , рассказы, стихотворения). Она даёт прекрасные образы литературного языка. Данные образы различны по своему воздействию на малышей : сказки раскрывают меткость , выразительность и образность языка , живость и юмор родной речи ; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихотворениях улавливают музыкальность, напевность ритмичность речи мордвы.
Список литературы
1. Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
2. Традиционное и национальное в игре И Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86.
3. Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
4. Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
5. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
6. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып.