kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Давайте жить дружно»: программа по преодолению агрессивных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучение языку движений, мимики, снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.

          В основе программы лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации, что особенно показано детям с речевыми недостатками. Так как часто низкий уровень речевого развития препятствует нормальной коммуникации ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 «Гуси – лебеди»

г. Ульяновск.







Торутанова Светлана Евгеньевна, педагог-психолог






«Давайте жить дружно»

Программа по преодолению агрессивных форм поведения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».













СОДЕРЖАНИЕ.


1. Пояснительная записка...............................................................................3

2. Теоретические основы и принципы программы.......................................4

3. Цель и задачи программы..........................................................................4

4. Структура программы................................................................................5

5. Коррекционно-развивающая технологическая карта...............................7

6. Мониторинг ..............................................................................................10

7. Заключение................................................................................................10

8. Варианты работы и рекомендации по семейному воспитанию..............11

9. Библиография……………………………………………………………...13



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед педагогами стоит задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания.

По мнению А.В.Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний ребенка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентирует внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.

В настоящее время увеличилось число детей, имеющих отклонения в развитии и оно продолжает расти. Разного рода нарушения в развитии ребенка накладывают отпечаток на формирование его личности (Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф, В.Лубовский, Г.Е.Сухарев и др.). Они оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое развитие, эмоционально-волевую сферу, т.е. на весь организм и психику в целом. Среди этих нарушений ученые и практики выделяют детскую агрессивность, которая приобрела форму социального явления.

Изучению феномена агрессивности посвящено значительное число исследований (А.И.Захаров, Е.П.Ильин, Р.В.Овчаров, А.А.Осипова, И.А.Фурманов и др.). Несмотря на достаточную разработанность, феномен агрессии и её коррекции в дошкольном возрасте является недостаточно изученным. Отсутствие должного внимания к предупреждению и коррекции агрессии у дошкольников затруднит воспитательную работу в последующие возрастные периоды.

Данная «Программа» позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка через обучение языку движений, мимики, снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.

В основе программы лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации, что особенно показано детям с речевыми недостатками. Так как часто низкий уровень речевого развития препятствует нормальной коммуникации ребенка.

Данная программа является комплексной и разработана на основе следующих источников:

  1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». – М.: Сфера, 2012 г.

  2. Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». – М.: «Генезис», 2010 г.

  3. Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность». – Ярославль: Академия развития, 2013 г.

  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по устранению ОНР». – М.: Дрофа, 2014 г.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и положениями, разработанными в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и др.: об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензетивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т.д.

При разработке программы авторы учитывали основные принципы дошкольного образования, согласно ФГОС ДО:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;

  • Содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • Сотрудничество ДОУ и семьи;

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.


Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие:

-усвоение моральных норм и правил;

-развитие эмпатии;

-чрезмерная эмоциональная напряженность, не находящая выхода;

-социальное окружение (большую роль играют семейные факторы);

-умение находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: преодоление негативных форм поведения ребенка, устранение агрессивности.


ЗАДАЧИ:

1.Учить приемам саморегуляции, умению владеть собой в разных ситуациях.

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Формировать эмпатию, доверие к людям, доброжелательность, сочувствие, сопереживание.

4.Учить регулировать и контролировать мышечный тонус мелкой мускулатуры пальцев рук и мимической мускулатуры путём релаксации, психогимнастических упражнений.

5.Совершенствовать фонематические процессы, коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя.

6.Проводить работу по совершенствованию умения ориентироваться на плоскости и в пространстве.

7.Развивать познавательные процессы, связную речь, этические и моральные представления.

8.Обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ и родителей по снижению агрессивности ребенка.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: 25 занятий: 1 занятие в неделю проводит педагог-психолог, а также в соответствии с задачами этой программы строится индивидуальная работа специалистов детского сада, которая проводится в соответствии с графиком и планом работы.


Образовательный компонент:

1.Знакомство с базовыми эмоциями.

2.Развитие познавательных процессов, речи и творческих проявлений.


Психологический компонент: снятие эмоционального напряжения, мышечная релаксация, рефлексия.


Социальный компонент:

1.Формирование эмоционального контакта с взрослым и детьми, направленности на сотрудничество, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

2.Формирование эмоционального общения с взрослым и выполнение инструкции.


Требования к помещению:

  1. Помещение должно быть достаточно просторным.

  2. В помещении не должно быть ничего лишнего.

  3. Не должно быть острых углов и опасных предметов.

  4. Стулья должны быть легко перемещаемы и не скреплены друг с другом.

  5. В помещении должно быть светло.

  6. Помещение должно быть звукоизолированным.

  7. Дверь должна быть закрыта во время занятий.

  8. Помещение должно быть проветриваемо.

9. Содержать ТСО.

Методы работы: индивидуальные, подгрупповые.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 6 месяцев (октябрь – март).







КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.


Цели, задачи

Средства

Литература

Кто проводит

1.Эмоционально-

личностное

развитие

1.Консультация невропатолога и психиатра.

2.Релаксационные упражнения:

- Штанга.

- Камень-веревка.

- Волшебный сон.

- Кораблик.

- Шарик.

- Загораем.

- Поза покоя.

- Кулачки.

3.Ролевая игра (разыгрывание ситуаций с последующим обсуждением).

4.Игры и упражнения на снижение агрессивности:

-Ругаемся овощами.

- Брыкалочка.

- Уходи, злость, уходи.

-Детский футбол.

- Два барона.

-Штурм крепости

1.Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность».-

Ярославль, 2012.


2.Семенака С.И. «Уроки добра». – М., 2012.


3.Калинина Р.В. «Тренинг развития личности дошкольника». – С-Пб, 2011.


4.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Ярославль, 2009.


5.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль, 2009.


6.Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику». – С-Пб, 2014.








Воспитатель


Педагог-психолог


Музыкальный руководитель


ПДО по этическому воспитанию





Учитель-логопед






Инструктор по физ.воспитанию

2.Воспитание волевых качеств личности (развитие произвольности).
















1.Графический диктант.

2. Лабиринты.

3. Образец и правило.

4. Да и нет.

5.Копирование образца.

6. Быстро возьми, быстро положи.

7. Игры-эстафеты

8.Игры с метанием:

«Кто самый меткий»;

«Попади в цель» (цель: развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости).

1.Ильина М.Н., Паромонова Л.Г., Головлёва Н.Я. «Тесты для детей: готов ли ваш ребенок к школе?». – М: «Дельта», 2010.


2.Кильпио Н.Н. «80 игр для детского сада» . – М: Просвещение, 2016.


3.Коротков И.М. «Подвижные игры детей». – М, 2009.








Педагог-психолог



Воспитатель


ПДО по ИЗО


Инструктор по физ. воспитанию

3.Развитие фонематического восприятия.

1.Слушай внимательно (определение наличия или отсутствия звука в слове).

2.Запомни и повтори (слоги и слова).

3.Какой звук пропал в слове?

4.Какой звук лишний?

5.Логопедическое лото «Подбери и назови».

6.Раздели на слоги.



7. Найди ошибку и назови слово правильно.

1.Алтупова Н.Г. «Научитесь слышать звуки».


2.Слова и звуки: развитие фонематического слуха.


3.Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед


Воспитатель

4.Развитие связной речи.

1.Пересказ рассказа близко к тексту.

2.Составление рассказа по восприятию: серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке.

3.Составление рассказов-описаний.

4.Придумай конец у этой сказки.

5.Придумай начало к сказке.

1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи.


2.Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».


3.Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом» в 2-х частях.


4.Ткаченко Т.А. «Тетрадь дошкольника. Логические упражнения для развития речи».


Учитель-логопед


Воспитатель

5.Формирование морально-эстетических представлений:

-формировать умение распознавать нравственное содержание различных поступков;

-предвидеть последствия своих поступков;

-формировать умение оценивать себя и других по делам.

1.Сочиняем историю (по правилам честности и доброты).

2.Справедливо-несправедливо.

3.Хорошо – плохо.

4. Наблюдатели.

1.Акиш Я. «Жадина».


2.Носов Н. «Карасик».


3.Ушинский «Корова» (сравнение рассказов).


4. Шмаков С. «От игры к самовоспитанию». – М, 2000, с.27.

Педагог-психолог


ПДО по этическому воспитанию.



МОНИТОРИНГ.


Для изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников используются графические методики:

- «Рисунок семьи»

- «Несуществующее животное»

- «Дом. Дерево. Человек».

Для изучения взаимоотношений между детьми в группе детского сада используется методика «Секрет».

Уровень самооценки ребенка дошкольного возраста определяется с помощью методики «Лесенка» (В.Н.Щур).

Уровень речевого развития и успешность усвоения программного материала изучается по методике тестовой диагностики речи детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (Кабанова Т.В., Домнина О.В.).




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Для педагогов поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспектив развития.

Взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, т.к. взаимоотношение с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, сочувствия, гнева и других переживаний.

Данная программа поможет правильно организовать профилактическую и коррекционно-развивающую работу по формированию эмоциональной сферы дошкольника.




РАБОТА С СЕМЬЕЙ.


(вариант характеристики семей воспитанников и рекомендации по семейному воспитанию)


Вариант № 1.Семья полная в данный период. Было время, когда родители вместе не жили, ребенок переживал, а в поведении появились упрямство, негативизм, протест. Взаимоотношения ребенка и родителей не всегда ровные и доброжелательные.

Значимым взрослым для ребенка является папа. Мама часто говорит, что ее мнение не авторитетно для ребенка.

Дома ребенок гиперактивен, нередки агрессивные (вербальные) проявления, непослушание. Переговаривается, манипулирует мамой.

Родители не всегда посещают консультации и родительские собрания, ссылаясь на занятость. Задания учителя-логопеда также выполняются нерегулярно.

При удовлетворении материальных потребностей не уделяется достаточного времени каждодневному общению с ребенком.



РЕКОМЕНДАЦИИ:


  1. Уделять внимание ребенку, больше общаться, интересоваться его проблемами, переживаниями.

  2. Быть последовательными в воспитании, стараться вводить меньше запретов, не повышать голос на ребенка.

  3. Давать ребенку возможность выплескивать свой гнев, смещать его на другие объекты (подушка, модули, спортивный инвентарь и др.).

  4. По возможности организовать посещение спортивной секции или бассейна.

  5. Не допускать при ребенке вспышек собственного гнева, показывать личный пример эффективного поведения.

  6. Усилить роль отца в воспитании ребенка.

  7. Не стесняясь лишний раз обнять, пожалеть ребенка, он должен почувствовать, что Вы любите и принимаете его.

  8. Дома заниматься продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование), а также простыми видами трудовой деятельности.

  9. Для домашнего чтения использовать книги Э.Крейри из серии «Умение владеть чувствами» («Я злюсь, Я сержусь») и другую литературу с морально-этическим содержанием (например, Осеева «Волшебное слово»).

  10. Регламентировать просмотр видео – телефильмов: исключить фильмы с пропагандой агрессии, боевики, фильмы-ужасы, мультфильмы соответствующего содержания.


Вариант № 2. Семья полная на данный период. Несколько месяцев назад родители были на грани развода. Ребенка это крайне волновало.

Детский сад посещает регулярно.

Мать всегда посещает консультации и родительские собрания. Задания учителя-логопеда также выполняются регулярно. Понимая проблемы ребенка, мать активно сотрудничает со специалистами ДОУ и по рекомендации учителя-логопеда постоянно посещает консультации невропатолога. Ребенок получает лечение.

Значимым взрослым является отец. В семье часто капризничает, выражает свое недовольство ярко, эмоционально. Проявляет агрессию по отношению к сверстникам и взрослым (чаще вербальную)

В связи с тем, что ребенок долгое время был неговорящим, взрослые сделали из него кумира, что в детском саду часто проявляется в негативизме ребенка, отказе от выполнения рекомендованных действий воспитателя, делит педагогов на хороших и плохих.


РЕКОМЕНДАЦИИ:


  1. Изменить стиль общения с ребенком.

  2. Консультация невропатолога (1 раз в квартал).

  3. По возможности больше заниматься с ребенком любой речевой деятельностью: проговаривать речевой материал, читать сказки, рассказы, беседовать.

  4. В общении с ребенком использовать тактильный контакт (прикосновения, поглаживания).

  5. Создавать успех в деятельности, хвалить за любые достижения, поощрять за старания.

  6. Усилить роль отца в воспитании ребенка.

  7. Не стесняясь лишний раз обнять, пожалеть ребенка, он должен почувствовать, что Вы любите и принимаете его.

  8. Посещать консультации специалистов ДОУ с целью взаимодействия по повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком.




















Библиография.

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. - Ростов н/Д.:Феникс, 2006.

3.Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.- М.: Детство-Пресс, 2008.

4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.- Ярославль: Академия развития, 2000.

5.Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». – М.: «Генезис», 2009 г.

6.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2000.

7.Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд.-Ярославль: Академия развития, 2001.

8.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.

9.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2007.

10.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.

11.Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 2008.

12.Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность». – Ярославль: Академия развития, 2012 г.


13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по устранению ОНР». – М.: Дрофа, 2010 г.







12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Торутанова Светлана Евгеньевна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства