"Деятельность учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования"
"Деятельность учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования"
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Основнаяцель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Деятельность учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования"»
Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)
в условиях инклюзивного образования
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Основнаяцель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Занятия сурдопедагога с детьми с нарушением слуха предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов: слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного; слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях; слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации; речи и мышления; навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; контроля и самоконтроля за произношением.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с неслышащими обучающимися, их родителями, специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.
В рамках организационной деятельностиучитель-дефектолог организует индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.
Диагностическая деятельность включает оценку таких параметров, как:
адекватность настройки индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарного импланта; возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся; уровень речевого развития.
На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога является формирование и совершенствование навыков коммуникации детей с нарушением слуха и обучающихся.
Индивидуальные занятия проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.
Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.
Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.
В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.
Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.
Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.